СКАЧАТЬ (12.8 Кб в архиве, формат - MS Word) |
|
ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!! |
|
Компания RMBC: Результаты акции “Тайный покупатель”
В конкурентной борьбе российских компаний все большее значение придается качеству обслуживания. Подсчитано, что затраты на привлечение нового клиента в 8 раз превышают расходы на удержание уже имеющегося, а один недовольный клиент рассказывает о негативном опыте десятерым.
Компания RMBC провела акцию “Тайный покупатель” в апреле 2007 г. Акция позволила проанализировать два направления с точки зрения современного потребителя: уровень обслуживания посетителей аптек и качество работы Internet-аптек.
“Тайный покупатель” — это специально подготовленный, неизвестный продавцам человек, который под видом обычного клиента приходит в точку продаж (или офис компании), а потом фиксирует свои наблюдения-впечатления в специальном отчете. Подобного рода проверки дают менеджменту ясное представление о действительном уровне сервиса, который оказывает компания своим клиентам, выявляют недостатки, служат основой для разработки тренингов и мотивационных программ для персонала. Ну а продавцы, зная о том, что руководство регулярно и достаточно часто прибегает к услугам “таинственных покупателей”, склонны подозревать “шпиона” в каждом клиенте и ведут себя “правильно”, что, в общем-то, от них и требуется.
Эта технология считается одним из самых эффективных инструментов по повышению уровня сервиса.
Телефонный мониторинг по акции “Тайный покупатель”
В настоящий момент многие крупные аптечные сети обладают преимуществом материальной базы и иных ресурсов в подготовке сотрудников к общению с клиентами, как по телефону, так и лично, поэтому акция проводилась только среди аптечных сетей. Для аптечных сетей с числом аптечных учреждений более 10 выборка для исследования составляла по 3 аптеки для достижения объективных показателей. Таким образом, мониторинг был проведен среди 109 аптек из 69 аптечных сетей г. Москвы.
Для выяснения уровня профессиональности персонала аптечных сетей была выбрана тема похудения и лишнего веса. Интервьюер представлялась женщиной, которую волнует проблема лишнего веса, и в качестве легенды сообщались сведения о небольшом росте и излишнем весе. Интервьюер просила проинформировать провизоров о возможных способах решения проблемы, дать рекомендации.
Как известно, в настоящий момент на рынке представлены как лекарственные препараты, так и широкий ассортимент биологически активных добавок. Разговор был построен таким образом, чтобы постепенно выяснить собственное мнение, рекомендации провизора и получить максимально исчерпывающую информацию.
В идеале провизоры должны оставаться вежливыми и заинтересованными в консультации клиента, вне зависимости о того, готов ли человек сиюминутно совершить покупку, как показала акция это утверждение верно в 88% случаях обращения.
Как известно, на качество консультации клиента по телефону, и, соответственно на дальнейшее расположение человека к себе, убеждение в совершении покупки в конкретной аптекe может повлиять качество связи и легкость дозвона. В процессе проведения акции было выяснено, что в 49% оба эти параметры идеальны.
При тестировании на раздражительность при “плохой слышимости, быстрой речи, тихом голосе” было установлено, что только в более половине аптечных сетей по Москве провизоры не позволяют себе разражаться и терпеливо отвечают на вопросы, а еще в 40% аптечных сетей провизоры начинают понемногу раздражаться, что негативно сказывается на отношении потенциального покупателя не только к данной аптеке, но, возможно, и ко всей сети. Стоит отметить, что в 6 аптечных сетях провизоры раздражались сразу, а потом эти же провизоры в половине случаях, сославшись на различные причины, отказывали в предоставлении информации, а оставшиеся дали информацию только о наличие препарата. Непременно должно быть исключено следующее неэтичное поведение провизора - “бросать” трубку, даже не дослушав встречного вопроса от потенциального клиента, как например, поступили провизоры одной из аптек “Стар и Млад”, “Мицар-Н” и “Царева аптека”.
Так 6% опрошенных сетей отказали в предоставлении какой-либо информации, соответственно, не получили баллы по многим параметрам оценки, и в итоге эти сети опустились на последние позиции рейтинга (“Лекрус”(46), “Мицар-Н”(47), “Самсон-фарма”(48), “Царева аптека”(49)). Манера общения с потенциальным клиентом и время для возможного внимания конкретному человеку по телефону зависят от количества провизоров в зале, текущего потока покупателей, но также просто от желания дать консультацию. 41% аптечных сетей при работе с запросом клиента внимательно проясняют детали вопроса, задают встречные вопросы о состоянии здоровья, о характере и причинах проблем здоровья; чуть большее число аптечных сетей немного уточняют запрос клиента – так, чтобы остаться вежливыми, но не углубляться в решение проблемы конкретного клиента: клиенту скорее всего предложат несколько альтернативных вариантов и совет посетить врача либо проконсультироваться по телефону горячей линии по данной проблеме. Только в 9% провизоры предложили решение проблемы сразу, не выяснив состояние здоровья и не рассказав о побочных действиях препарата.
Важную роль в консультации потенциального клиента играет уровень доступности преподнесения информации, её понятности: 49% провизоров аптечных сетей объясняют достаточно понятно, 32% дают не совсем ясные объяснения, а 13% провизоров не умеют давать объяснения.
Многие аптечные сети предоставляют такую услугу как “бронь” товара по телефону. В процессе мониторинга было установлено, что для аптечной сети “36,6” срок брони не может превышать 2 часов для всех аптек, для “Первой помощи” - сроком является текущий рабочий день, а в аптеках “ИТЕК” максимально высокий срок брони - 3 рабочих дня.
Из мониторинга следует, что почти 78% провизоров аптечных сетей дают рекомендации по конкретным препаратам и БАДам, при этом, в основном, рекомендацию потенциальный клиент получит в самом начале разговора. Исследование выявило, что в преобладающей массе рекомендации охватывали совместно рецептурные препараты и БАДы (43%), в 33% рекомендовались только БАДы, а в 23% - только рецептурные препараты.
Провизоры обосновывают свои рекомендации по БАДам меньшей вероятностью наступления побочных эффектов, простотой использования, меньшим влиянием на организм в целом – по принципу “если это подойдет, то и сильнее средство не надо”.
Особое внимание следует уделить практике высказывания “личного” мнения по отношению к рецептурным препаратам, что зафиксировано в 13% аптечных сетей.
Составление комплексного рейтинга происходило по следующей схеме: все оцениваемые параметры делились на группы критериев, каждой группе присваивался свой “весовой показатель” (показатель значимости, но таким образом, чтобы суммарно все показатели составляли 100%), затем среднеарифметическое число каждой группы умножалось на “весовой показатель” и итоговые значения суммировались.
По результатам мониторинга, из наиболее крупных и известных аптечных сетей выделились “Радуга”, “ИТЕК”, “03 аптека” и “Первая помощь”, продемонстрировав стабильно высокие показатели по всем параметрам мониторинга, также вошли в ТОР10 с аналогичным уровнем оценки небольшие сети “Аптека для Вас”, “Домашняя аптека”, “Нью-Эликс”, “Мир лекарств”, “Кызыл май”, “Валис-Фарма”.
Рейтинг показал, что крупные аптечные сети “36,6”, “Старый лекарь” и “Здоровые люди” занимают 20, 29 и 33 позиции, соответственно, что доказывает недостаточно высокий уровень профессионализма провизоров во многих крупных сетях и необходимость проведения специальных коммуникативных тренингов для поднятия уровня обслуживания персонала, хотя именно такие сети всегда обладали более широкими возможностями и должны были их использовать.
Таблица 1. 10 ведущих аптечных сетей Москвы по результатам акции “Тайный покупатель”
№ рейтинга |
Аптечная сеть |
Сумма взвешенных оценок |
1 |
Сестричка |
2,93 |
2 |
Радуга |
2,81 |
3 |
03 аптека |
2,78 |
Аптека “20 капель” |
2,78 |
|
Валис-фарма |
2,78 |
|
Аптеки для Вас |
2,78 |
|
Кызыл май |
2,78 |
|
4 |
ИТЕК |
2,77 |
5 |
Первая помощь |
2,75 |
6 |
Сеть настоящих аптек СТАТИМ |
2,73 |
7 |
А5 |
2,70 |
Диасфарм |
2,70 |
|
8 |
Твоя любимая аптека |
2,69 |
9 |
Уникум |
2,68 |
Снадобица |
2,68 |
|
Аптеки Лекамед |
2,68 |
|
Кремлевская аптека |
2,68 |
|
10 |
Моя любимая аптека |
2,66 |
Таблица 2. Оценка ведущих аптечных сетей Москвы. Топ 10 сетей.
№ |
Аптечная сеть |
Сумма взвешенных оценок |
Рейтинг по акции “Тайный покупатель” |
1 |
36,6 |
2,51 |
20 |
2 |
Ригла |
2,00 |
37 |
3 |
Имплозия |
1,39 |
45 |
4 |
о3 |
2,33 |
28 |
5 |
Вита |
2,28 |
30 |
6 |
Старый лекарь |
2,29 |
29 |
7 |
Первая помошь |
2,75 |
5 |
8 |
Доктор столетов |
1,79 |
43 |
9 |
Здоровые люди |
2,13 |
33 |
10 |
Самсон-фарма |
0,75 |
48 |
Выводы:
– в условиях жесткой конкуренции небольшие аптечные сети укрепляют свое конкурентное преимущество – качество обслуживания потребителей;
– крупным аптечным сетям следует особенно уделить внимание специальным коммуникативным тренингам по обслуживанию потенциальных клиентов как в торговом зале так и по телефону;
– работники аптек должны работать над уровнем своего профессионализма, быть широко осведомлены о “новинках” рынка и их свойствах.
Internet- мониторинг по акции “Тайный покупатель”
Вторая часть акции “Тайный покупатель” посвящена мониторингу Internet-аптек по параметрам: понятность выложенной информации, удобcтво использования, информативность, уровень сервиса и объективность данных.
Всего была проанализировано 43 “Internet-аптеки” по РФ, при этом основная масса подобных аптек (31 аптека) находится в Москве.
Поиск препаратов и средств, как показал мониторинг, осуществляется преимущественно посредством поисковой строки по любой части названия или с начальной части названия, вторым по распространенности стоит метод поиска по алфавитному указателю, либо через рубрикатор. Заметим, Internet-аптеки “Старый лекарь” и “ИФК” обладают всеми перечисленными способами поиска препаратов, в том числе и поиск необходимых препаратов по аптекам аптечной сети.
Что касается такого параметра, как стоимость доставки, то она в превалирующем большинстве случаев становится бесплатной при достижении определенной суммы. Internet-аптека как один из способов продажи препаратов развита еще слабо во всех регионах, за исключением Москвы, поэтому и инструкция по оформлению заказа в большинстве случаев недоработана или имеет недостатки.
Проанализировав возможные способы оплаты, можно уверенно сказать, что превалирующим является передача наличных средств через курьера при получении заказа, в 23% оплата может осуществляться также и по безналичному расчету, из них 3 Internet-аптеки (Москва) предлагают использовать безналичную форму оплаты исключительно для регионов. Самыми редко предлагаемыми способами оплаты по безналичному расчету в Internet-аптеках являются оплата по пластиковой карте (сеть аптек “Симплекс”), а также недавно образованная Internet-аптека “Госаптека” выделилась такими способами оплаты, как wed-money и яндекс-деньги.
В процессе сопоставления информации сайта с выясненной при прозвоне был сделан вывод о 91% совпадении данных по цене и наличию препаратов.
В итоге, наивысшие оценки по мониторингу получили Internet-аптеки “ИФК”, “СТАТИМ” и “Уникум”. Отметим, что 2-я по числу аптек сеть “Ригла” не имеет собственной Internet-аптеки, а Internet-аптека широко известной сети “Доктор Столетов” уже более полугода находится в стадии разработки. Также сеть аптек “36,6” показала сильные расхождения и путаницу с действующими ценами на препараты, их наличию и ценами, представленными в Internet-аптеке.
Advis.ru