СКАЧАТЬ (5.91 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №5(37) август/сентябрь, 2007

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Состояние сектора БАД и космецевтики российского розничного фармрынка по итогам января-мая 2007 г.

Согласно данным официальной статистики, потребителями БАД и средств космецевтики в 2006 г. стали около 8,5% россиян. Активная рекламная поддержка продукции данной товарной группы в СМИ, повышение благосостояния населения, отсутствие у потребителей строгой дифференциации понятий “БАД” и “лекарственное средство” обуславливают стабильно высокий спрос на БАД и средства космецевтики у населения.

По итогам первых пяти месяцев текущего года реализация БАД и космецевтики через аптеки составила более 7% объема всех розничных продаж. Интерес потребителей к БАД остается по-прежнему высоким, что подтверждается динамикой продаж (рис. 1). Наибольший всплеск покупательской активности в отношении данной товарной категории аптечного ассортимента наблюдался в марте, когда увеличение продаж по сравнению с предыдущим месяцем составило 22%. Для этого периода года традиционно высокими являются продажи средств для похудения, комплексов, содержащих витамины и/или микроэлементы, а также БАД, применяемых при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Некоторое снижение объемов продаж БАД и средств космецевтики, наблюдаемое в апреле—мае, связано с сезонным снижением аптечных продаж, присущим фармрынку в целом.

В январе—мае текущего года средняя цена за упаковку БАД колебалась в пределах от 2,36 до 2,6 долл. США (в ценах потребителя). Пик показателя пришелся на март (рис. 2); одной из причин снижения средней цены в последние два месяца является перераспределение продаж БАД в сторону менее дорогостоящих. В отчетном периоде при выборе БАД и средств космецевтики стоимостью не более 10 долл. США покупатели отдавали предпочтение продукции российского производства; при покупках в размере 10 долл. и выше — импортного (рис. 3).

Необходимо отметить, что БАД и средства космецевтики, созданные российскими производителями, имеют в аптеках превалирующий объем продаж как в натуральном, так и стоимостном выражении (рис. 4). Укреплению позиции значительно способствовали активная маркетинговая политика компаний, увеличение благосостояния населения, а также повышение доверия потребителей к БАД отечественного производства (в основном, средствам для похудения, а также продукции, применяемой при заболеваниях опорно-двигательного аппарата и влияющей на функцию зрения).

В первые пять месяцев текущего года на российском розничном фармрынке были реализованы БАД и средства космецевтики производства более 340 различных компаний. В целом сектор БАД и космецевтики характеризуется концентрацией ТОP10 производителей-лидеров, обеспечивающих более 50% аптечных продаж (рис. 5). Однако, несмотря на такую жесткую конкуренцию, рынок БАД и космецевтики продолжает привлекать все новых игроков.

Лидером сегмента продолжает оставаться отечественная компания “Эвалар”. Более половины розничных продаж приходится на ее тройку брендов-лидеров — “Турбослим”, “Овесол”, “Черника-Форте”. Ассортимент БАД и средств космецевтики, выпускаемых данным производителем, чрезвычайно широк и разнообразен и составляет более 100 различных наименований. Создание “Эваларом” собственной производственной базы по выращиванию и переработке фитосырья позволит компании снизить затраты на производство БАД, а также будет способствовать реализации планов по производству безрецептурных лекарственных средств.

Среди зарубежных производителей доминирующие позиции принадлежат компаниям “Никомед” и “Ферросан”, на долю которых приходится более 17% общего объема продаж БАД и космецевтической продукции иностранного производства.

Кроме лидера рейтинга торговых марок — средства “Капилар”, направленного на улучшение функционирования сердечно-сосудистой системы, продолжает пользоваться высоким спросом среди населения торговая марка “Софья” (производитель — “Фора-Фарм”): продажи ассортиментной линейки этого продукта составляют более 44% аптечных продаж продукции компании в отчетном периоде.

Среди БАД зарубежного производства лидирующие позиции принадлежат торговым маркам “Геримакс” и “Жуйдэмэн”, занимающим в общем рейтинге 7-е и 9-е места соответственно. Отметим, что, к сожалению, репутация чая и капсул для похудения “Жуйдэмэн” была в последнее время несколько дискредитирована сообщениями об участившихся случаях фальсификации данной торговой марки.

Среди анатомо-терапевтических групп наибольший объем аптечных продаж по-прежнему приходится на группу БАД, влияющих на функции органов пищеварения. Кроме традиционных бестселлеров — средств, способствующих контролю и снижению веса и контролирующих аппетит (49,7% продаж всей АТС-группы), участниками группы являются другие виды добавок, направленные на нормализацию и поддержание функций различных органов пищеварительного тракта (“Овесол”, “Лактофильтрум”, “Гепатрин” и т.д.).

По-прежнему востребованы и БАД, регулирующие процессы гормонального обмена. Наибольший покупательский спрос отмечен для отечественных добавок “Индинол” и “Вука-Вука”.

Дальнейшее динамичное развитие рынка БАД и космецевтики будет продолжаться за счет повышения информированности населения и увеличения его платежеспособности; ужесточения процедуры сертификации БАД и средств космецевтики, а также появления` новых, в т.ч. иностранных, игроков, доля которых будет постепенно увеличиваться. Темпы роста рынка по сравнению с прошлым годом несколько снизятся и составят 18—20%.

Таблицы:

1. ТОP25 корпораций по стоимостным объемам продаж в секторе БАД и космецевтики российского розничного фармрынка в январе-мае 2007 г.

2. ТОP25 торговых марок по стоимостным объемам продаж в секторе БАД и космецевтики российского розничного фармрынка в январе—мае 2007 г.

3. ТОP75 анатомо-терапевтических групп по стоимостным объемам продаж в секторе БАД и космецевтики российского розничного фармрынка в январе—мае 2007 г