СКАЧАТЬ (176 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №4(36) июнь/июль, 2007

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Обзор российского рынка биологически активных добавок, выпускаемых в виде фиточаев, чаев и чайных напитков – итоги 2006-го года

Ксения Недоговорова Эксперт-аналитик DSM Group

Трудно представить себе утро без чашки ароматного вкусного чая. Горячий чай согреет холодным зимним вечером, холодный – освежит жарким летом. В российских аптеках на сегодняшний день можно приобрести чайные напитки, которые не только имеют приятный вкус, но и могут применяться для профилактики и лечения различных заболеваний. В настоящем аналитическом обзоре мы рассмотрим биологически активные добавки, которые выпускаются в виде чаев, фиточаев и чайных напитков (далее по тексту – БАД Группы). Период исследования – 2006-й год, все данные приведены в оптовых ценах. Отметим, что в обзоре учтены только аптечные продажи БАД Группы, реализация через Интернет, специализированные “магазины здоровья”, супермаркеты не учитывались.

Общий объем продаж БАД Группы по итогам 2006-го года составил около 570 млн. рублей, что от общего объема продаж составляет около 8%. Около 53% от стоимостного объема продаж пришлось на БАД Группы импортного производства (Диаграмма 1). Во многом это обусловлено более высокой ценой за одну условную упаковку (~ 79 рублей) в сравнении с отечественными БАД Группы (~ 20 рублей). Благодаря низкой цене количество проданных упаковок российских БАД Группы больше продаж импортных БАД Группы более чем в 2,5 раза. Таким образом, цена является важным определяющим фактором при выборе БАД Группы.

БАД Группы применяются для лечения и профилактики различных заболеваний, однако наибольшим спросом пользуются фиточаи для похудения (~38 % руб.) (Диаграмма 2). Данные БАД Группы в большинстве содержат в своем составе сенну, оказывающую слабительное действие, поэтому длительное применение данных БАД Группы не желательно. Многие БАД Группы выпускаются в виде серии фиточаев с различными добавками, что увеличивает спрос, так как у покупателей есть возможность подобрать себе продукт с любимым вкусом. На втором месте – БАД Группы, которые применятся при различных заболеваниях ЖКТ (13% руб.) – диарее, запорах, заболеваниях печени и т.д. Третье место - у очищающих фиточаев, которые имеют сходный механизм действия с фиточаями для похудения (~ 12% руб.). Наименьший объем продаж у противоаллергических чаев – всего 0,1% руб. от реализации всех БАД Группы. Противоаллергические чаи представлены в аптеках всего 8-ю торговыми наименованиями. Таким образом, у производителей БАД Группы есть возможность расширить ассортимент выпускаемой продукции за счет фиточаев, применяемых для лечения такого распространенного заболевания, как аллергия.

Многие производители выпускают не единичные БАД Группы, а целые серии. Фиточаи, входящие в серию, могут иметь как одинаковые показания и отличаться только вкусом (в основном это чаи для похудения), так и применяться при различных заболеваниях. Лидером среди производителей серий БАД Группы стали чаи HIPP (Таблица 1). Серия HIPP – это фиточаи, которые применяются при различных незначительных расстройствах у совсем маленьких детей (с 1-й недели жизни), а также беременных и кормящих женщин. На втором, третьем, четвертом местах находятся серии чаев для похудения – “Похудей для здоровья людей”, “Рэд Слим Ти”, “Летящая ласточка экстра”. Суммарно на БАД Группы, выпускаемых в виде серий, по итогам 2006-го года пришлось около 58 % руб. продаж. Таким образом, выпуск серии БАД Группы значительно повышает объемы продаж производителя, так как у покупателя появляется возможность выбора.

Лидером среди фирм стала компания WORLD (TIANJIN) NUTRITION & HEALTH FOOD CO. LTD., производящая очищающий чай Лэй Д (Таблица 2). Этот чай сейчас активно рекламируется и продвигается производителем не только как очищающий чай, но и как чай, способствующий снижению веса. Второе место заняла компания HIPP, третье – отечественный производитель КРАСНОГОРСЛЕКСРЕДСТВА ОАО (фиточаи серии “Стройная жизнь”, детские чаи “Мамина сказка”, “Фруктовая сказка” и др.) Среди зарубежных компаний, вошедших в ТОП-20, преобладают китайские производители.

Ассортимент фиточаев, представленных сегодня в аптеках, достаточно широк. Практически любой покупатель может приобрести чай в соответствии со своими вкусовыми предпочтениями и финансовыми возможностями.