СКАЧАТЬ (7.01 Кб в архиве, формат - MS Word) |
|
ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!! |
|
Принципы межведомственной координации мониторинга рынка пищевой продукции в регионах РФ
Антонов А.Р., Ковалев Д.В., Истомина Е.В.
Новосибирский государственный медицинский университет, г. Новосибирск,
НП “Сибирский федеральный центр оздоровительного питания”, г. Новосибирск
Сохранение здоровья нации сегодня является первоочередной задачей государства и общества.
Главным направлением осуществляемой в стране политики здорового образа жизни, в том числе здорового питания, является обеспечение всего комплекса мер, необходимых для реализации системы гигиенических мероприятий. С целью формирования единой структуры мер гигиены как “учения о здоровом образе жизни, о здоровых условиях жизни, совокупности мер, обеспечивающих сохранение здоровья” в рамках Российской программы “Здоровое питание – здоровье нации” реализуется концепция “Здоровье через гигиену”, основной задачей которой является консолидация всех организаций и ведомств, принимающих участие в развитии определенных направлений гигиены.
Одним из важнейших элементов гигиены питания является обеспечение и мониторинг безопасности продукции для потребителей.
На рынке продукции оздоровительного назначения, в том числе БАД к пище, специализированных продуктов питания (далее СПП) в настоящее время нарушения довольно разнообразны:
• реализация оздоровительной продукции без сопроводительных документов, в т.ч. фальсификат;
• несоответствие информации на этикетке, упаковке, в рекламных заявлениях информации в регистрационном удостоверении;
• реализация фальсифицированной продукции по документам на оригинальный продукт;
• имитация под товарный знак или под дизайн упаковки продукции;
• несоответствие продукции требованиям нормативно-технической документации по составу, показателям качества и безопасности при производстве, хранении и реализации;
• нарушения при рекомендациях о потреблении специалистами и агентами-дистрибьюторами;
• введение потребителя в заблуждение
• превышение в готовой продукции токсичных элементов, а также содержание психотропных и сильнодействующих веществ;
• ввоз на территорию России контрафактной продукции.
Исходя из существующего состояния рынка пищевой продукции, одним из важнейших аспектов является реализация принципов межведомственной координации мониторинга рынка пищевой продукции в регионах на основании концепции о межведомственном взаимодействии в данной области, описанной в ряде нормативных документов, например: “…рекомендовать Правительству РФ создать государственную систему контроля безопасности и качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, обеспечивающую:межведомственную координацию государственного надзора за безопасностью и качеством продовольственного сырья и пищевых продуктов…”; “…незамедлительное создание независимых лабораторий, способных на современном уровне контролировать качество пищевых продуктов на предприятиях…” (Г.Г. Онищенко, Е.И. Сизенко, 2005) и др.
В соответствии с письмом руководителя ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №0100/1565-04-32 от 24.09.2004 “О взаимодействии при осуществлении надзора (контроля) за производством и оборотом БАД”, а также рядом соответствующих законодательных, нормативных документов, в Сибирском федеральном округе был организован Межведомственный координационно-экспертный совет по контролю за оборотом БАД к пище и СПП (далее Совет), который представляет собой систему взаимодействия:
Управлений Роспотребнадзора; Сибирского отделения РАМН; Главного управления внутренних дел; Сибирского федерального центра оздоровительного питания; Новосибирского государственного медицинского университета; Управления Федеральной антимонопольной службы; Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков; Сибирской оперативной таможни; Научного Совета по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ (Протокол от 21.12.2004).
Сибирский федеральный центр оздоровительного питания (СфЦОП) введен в состав Совета в качестве аккредитованной экспертной компетентной независимой организации.
В рамках деятельности Совета не реже чем один раз в три месяца проводится мониторинг соответствия БАД и СПП, реализующихся на территории Сибирского федерального округа, требованиям действующего законодательства.
В ходе мониторинга, проводимого участниками Совета, был выявлен ряд нарушений при производстве и обороте БАД к пище и СПП: около 84 % исследуемой продукции не соответствует требованиям законодательства. На этапе сертификации, государственной регистрации этот показатель значительно ниже. Данный факт, несомненно, подтверждает необходимость активной межведомственной координации мониторинга и контроля пищевой продукции именно на этапе ее оборота.
БАД к пище отечественного производства составляют 80% исследованной в ходе мониторинга продукции, 20% продукции составляют БАД иностранного производства. Однако, принимая во внимание виды выявленных нарушений, наиболее потенциально опасными для здоровья населения являются именно БАД иностранного производства, поскольку, в основном, в данной категории БАД выявлены такие нарушения, как превышение содержания токсических веществ: свинца, ртути, мышьяка от 4 до 52,4 раз по сравнению с установленными нормативами: ООО “Ли Вест” - участник программы “Гринспринг”, ООО “Жэй Дэ Мэн” и др. Среди всех стран - производителей, поставляющих продукцию (с выявленными в ходе мониторинга нарушениями) в Россию, лидерство в данной области принадлежит КНР (до 80% от исследуемой продукции иностранного производства).
Принимая во внимание экспортный характер деятельности предприятий, осуществляющих оборот данной продукции, и широкие региональные масштабы реализации в России, нарушение гигиенических требований и, соответственно, потенциальная угроза здоровью при использовании данной продукции налицо.
Основная масса нарушений российских производителей связана с несоответствием информации, выносимой на этикетку, с информацией в регистрационных удостоверениях – 75%. Информация рекламного характера, не соответствующая действующему законодательству, составляет 25% нарушений.
В результате деятельности Совета осуществляется оперативный обмен информацией, выявляются, анализируются нарушения требований действующего законодательства при производстве и обороте БАД к пище и СПП, предпринимаются действия по устранению выявленных нарушений, согласно действующего законодательства и полномочиям участников Совета.
Также важным элементом является информационно-методическая работа с населением – реализация его права на достоверную информацию о пищевой продукции.
Большое значение имеет факт информирования и взаимодействия по результатам мониторинга и деятельности Совета с Управлениями Роспотребнадзора и другими надзорными организациями регионов Сибирского федерального округа.
Участниками Совета проводится разъяснительная работа с производителями, участниками оборота БАД к пище, в результате которой ряду производителей удалось оперативно устранить выявленные нарушения. В случае необходимости принимаются соответствующие административные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, согласно полномочиям участников Совета. В соответствии с утвержденным планом работ осуществляется консолидированная информационная работа, проводятся расширенные семинары, совещания с участием производителей и потребителей.
В целом, за период деятельности Совета с 2004-2006 гг. общее количество выявляемых нарушений снизилось с 95% до 84% (по данным мониторинга).
Информация о результатах проводимого Советом мониторинга учитывается в процессе работы системы добровольной сертификации “Здоровое питание – здоровье нации”, направленной на оценку преимущественного качества и медико-биологических свойств пищевой продукции на территории России.
В настоящее время осуществляется формирование аналогичных Советов на территории других федеральных округов, с участием федеральных (окружных) центров оздоровительного питания Российской программы “Здоровое питание – здоровье нации” в качестве аккредитованных экспертных компетентных независимых организаций.
Таким образом, формирование Межведомственных координационно-экспертных Советов по контролю за производством и оборотом БАД к пище и СПП направлено на реализацию основных национальных приоритетов в области обеспечения гигиены населения путем межведомственного взаимодействия и консолидации усилий государства (надзор), общества (экспертиза и мониторинг), бизнеса (рынок), в том числе создания независимых аккредитованных экспертных лабораторных центров для согласованного мониторинга продукции не только на этапе обязательной сертификации, государственной регистрации, но и на этапе оборота продукции.
В данном случае обеспечивается консолидация важнейших элементов гигиены питания, необходимых для формирования высоких показателей здоровья населения в рамках реализации концепции “Здоровье через гигиену” Российской программы “Здоровое питание – здоровье нации”:
1. активный межведомственный мониторинг соблюдения требований действующего законодательства на всех этапах оборота специализированной продукции (Совет);
2. формирование рынка пищевой продукции, соответствующей критериям преимущественного качества и медико-биологической ценности, повышение ее конкурентоспособности (СДС “Здоровое питание – здоровье нации”), предотвращение оборота фальсифицированной продукции (НП “Россия против контрафакта” - “Марка года”).