СКАЧАТЬ (604 Кб в архиве, формат - pdf)

"Рынок БАД" №2(34) март/апрель, 2007

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Подведены итоги фармацевтического рынка России в 2006 году

Древаль Руслан Орестович, директор представительства ЦМИ “Фармэксперт” по Санкт-Петербургу и СЗФО

15 марта 2007 года в конференц-зале “Berlin-Madrid” гостиничного комплекса “НОВОТЕЛЬ” компанией ЦМИ “Фармэксперт”, Санкт-Петербургским представительством, был проведен очередной, третий по счету, семинар для участников фармацевтического рынков Северо-Западного региона. Подготавливая данное мероприятие, мы, прежде всего, ставили перед собой задачу, донести до всех игроков регионального рынка достоверную, всестороннюю информацию по структуре фармацевтического и парафармацевтического рынков, динамике развития, информацию по основным, ключевым показателям, используя которую участники мероприятия могли бы более четко и взвешено принимать маркетинговые решения в оценке того рынка, в котором они работают, и планировать свою деятельность.

Итак, несколько слов об итогах 2006 года.

Объем фармацевтического рынка России в 2006 году в ценах потребителя составил 10,7 млрд.долл. США. На долю коммерческого (розничного рынка) пришлось 6,7 млрд.долл. США (см. диаграмму 1), на долю госпитального (больничного) рынка -1,5 млрд.долл. США, а на вот уже второй год существующий сегмент ДЛО – 2,5 млрд.долл. США. Прирост фармацевтического рынка в 2006 году по отношению к 2005 году составил 27,4%. Наиболее существенные темпы роста показал сегмент ДЛО, прирост которого в 2006 году к 2005 году составил 78,5%. Наименьшие темпы роста отмечены в сегменте больничных закупок – 7%. Несмотря на достаточно существенные темпы роста стоимостного показателя фармацевтического рынка, натуральные показатели менее внушительны. Так, объем фармацевтического рынка в 2006 году составил 4,24 млрд. упаковок (см. диаграмму 2), что на 2,7% меньше, чем в 2005 году, и в целом рынок на протяжении последних 2-3 лет имеет тенденцию к стагнации в натуральном выражении. Динамика темпов роста фармацевтического рынка России в различных валютах (см. диаграмму 3) показывает весьма значительный разброс в зависимости от того, по отношению к какой валюте рассчитывались показатели рынка.

По итогам 2006 года среди корпораций первое место с долей рынка 5,15% заняла “Санофи-Авентис” (диаграмма 4), корпорация “Новартис” - с долей рынка в 3,79% и “Янсен-Силаг” с долей рынка 3,16%. Так же необходимо отметить, что отечественная корпорация “Фармстандарт” заняла четвертое место в рейтинге с долей в 3,07% рынка.

Оценивая доли десяти корпораций в сегментах фармацевтического рынка очевидна неоднородность присутствия лидеров в разных сегментах. Так, в розничном сегменте лидируют корпорации “Санофи-Авентис”, “Фармстандарт” и “Берлин-Хеми” с долями 4,45 %; 4,15 %; 3,41% соответственно, в сегменте ДЛО лидирующие позиции занимают “Янсен-Силаг”, “РОШ”, “Новартис” с долями 10,33%; 8,02%; 7,77% соответственно, а в госпитальном сегменте – “Санофи-Авентис”, “Астра-Зенека” и “РОШ” с долями 8%; 3,93%; 4,45% соответственно.(диаграмма №5)

Так же на семинаре были подведены итоги динамики развития дистрибьюторского сектора. В 2006 году в первую тройку вошли компании “Протек”,“СИА”, “РОСТА” (см. диаграмму 6). Большую роль в оценке доли компании дистрибьютора играет участие ее в программе ДЛО. Так, в тройку лидеров среди дистрибьюторов без учета участия в ДЛО вошли компании “СИА” с долей в 22,25%; компания “Протек” с долей 18,57% и “Катрен” с долей 9,91%.

Итоги последних лет показывают достаточно сильное смещение розничного сегмента в сторону расширения аптечных сетей: по прогнозам, к 2007-2008 году доля аптечных сетей на Российском рынке будет более 60%. ТОР 10 аптечных сетей (см. диаграмму 7).

Отдельным докладом на семинаре было рассмотрено состояние и перспективы развития СЗФО и г. Санкт-Петербурга в частности.

В целом доля СЗФО в структуре коммерческого рынка РФ составляет 9,89%. Доля г. Санкт-Петербург в структуре коммерческого рынка СЗФО составляет 65% (см. диаграммы 8-9). В целом объем фармацевтического рынка г. Санкт-Петербурга в 2006 году составил 615,6 млн.долл. США. Прирост рынка к 2005 году составил 22,7%. Наибольшие темпы роста пришлись на сегмент ДЛО: +56%. Прирост розничного (коммерческого) рынка в г.Санкт-Петербурге составил 22% по отношению к 2005 году.

Подводя итоги динамики продаж групп парафармацевтики через аптеки в 2006 году, в очередной раз был заметен рост рынка БАД и парафармацевтики по сравнению с фармацевтическим рынком. Объем аптечных продаж БАД и космецевтики в 2006 году составил 533,5 млн.долл. США (диаграмма 10) , прирост продаж по отношению к 2005 году составил 49%.

Среди групп БАД и космецевтики в 2006 году наибольшую долю занимают БАДы, влияющие на функции органов пищеварения, с долей 23,8% и приростом в 39,9% по отношению к 2005 году (см. диаграмму 11). Наибольшие темпы прироста отмечены в группах “БАД, влияющие на функцию мочеполовой системы” с приростом продаж 78,9%,“БАД, регулирующие энергетические процессы” - 62% по отношению к 2005 году, “БАД, влияющие на функции зрения” с приростом 58,2%.

Объем рынка БАД и космецевтики в г. Санкт-Петербурге в 2006 году составил 51,3 млн. долл. США. Прирост по отношению к 2005 году составил 51,3 %. Показателен тот факт, что, в отличии от фармацевтического рынка, натуральные объемы продаж БАД и космецевтики из года в год показывают положительную динамику. Так, в 2006 году объем продаж БАД и космецевтики в упаковках составил 20,6 млн.упаковок, что на 15,7% больше, чем в 2005 году. В целом парафармацевтический рынок показывает заметную положительную динамику и опережает по темпам развития фармацевтический рынок.