СКАЧАТЬ (7.1 Кб в архиве, формат - MS Word) |
|
ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!! |
|
Механизмы системной оптимизации потребления пищевой продукции на территории регионов России
Мажаева Т.В., Новоселов Я.Б., Горбачев К.В.
Уральский федеральный центр оздоровительного питания, г.Екатеринбург, Сибирский федеральный центр оздоровительного питания, г. Новосибирск
В настоящее время государство установило основные приоритеты регуляции производства и оборота производимой продукции в рамках №184-ФЗ от 27 января 2002 года “О техническом регулировании”. Основной задачей государства в области контроля пищевой продукции является обеспечение ее безопасности и соответствие нормативам качества ее производства, не несущим вреда здоровью населения. Безусловно, данная задача является приоритетной и призвана предотвращать серьезные нарушения технологии производства, оборота пищевой продукции, способные привести к тяжелейшим и массовым острым, хроническим отравлениям, заболеваниям.
Соответственно, вопрос более или менее высокого (преимущественного) качества, медико-биологической ценности продукции не контролируется в обязательном порядке государством и остается возможностью рекламного ресурса распространителя либо производителя и носит декларативный характер, зачастую не подтвержденный объективными, стандартизованными характеристиками. Данный факт относится как к обычной пищевой продукции, так и к специализированной (в том числе специализированные пищевые продукты, БАД к пище).
Следует отметить серьезные различия в медико-биологических свойствах пищевых продуктов в зависимости от состава и сочетания различных компонентов: наличие прямых и/или метаболических (структурных и функциональных) антагонистов, синергистов; технологических особенностей, приводящих к изменению химической, метаболической ценности; виды используемого сырья, в соответствии с технической документацией и многое другое. Отсутствие оптимальных медико-биологических свойств в данном случае не противоречит требованиям технической документации и нормативам действующего законодательства и может декларироваться в свободном порядке.
Данный фактор не является оптимальным, принимая во внимание сложившуюся ситуацию с недостаточной обеспеченностью населения основными микронутриентами, феноменом мальабсорбции, несостоятельностью метаболизма при ряде патологических состояний и др. В первую очередь, сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить рационы питания организованных коллективов (школьные, дошкольные учреждения, ЛПУ и др.) набором продуктов питания, соответствующих требованиям коррекции пищевого статуса, профилактике алиментарно-зависимых заболеваний.
В постановлении №30 главного государственного санитарного врача РФ указано, что в настоящее время включение пищевых продуктов в рацион питания организованных коллективов осуществляется на основании критериев стоимости тех или иных продуктов без учета их медико-биологической ценности и показателей преимущественного качества, что не позволяет обеспечить ликвидацию рисков алиментарно-зависимых заболеваний и оказать корригирующий эффект при различных патологических состояниях.
Кроме того, подобная ситуация обуславливает отсутствие у потребителя достоверной информации и мотивированного выбора продукции, а также снижение ценности гигиенического информирования населения об актуальности гигиены питания и здорового образа жизни, в конечном счете, обесценивая образовательную, просветительскую деятельность государства, направленную на применение принципов гигиены внутренней среды организма. Немаловажным является аспект низкой заинтересованности производителя в изготовлении продукта более высокого, по сравнению с минимальными обязательными стандартами, качества, поскольку на этапе оборота информирование потребителя о показателях качества и свойствах продукции носит сравнительно одинаковый характер, независимо от объективных критериев.
Таким образом, в настоящее время является актуальным процедура оценки и подтверждения преимущественного качества и медико-биологической ценности химико-технологических показателей пищевой продукции с целью выявления продуктов питания, соответствующих установленным критериям медико-биологической ценности для обеспечения адекватного рациона членов организованных коллективов, в том числе в процессе организации лечебного питания в ЛПУ, а также достоверного объективного информирования населения.
Несомненно, подобная система должна являться единой стандартизованной для любого региона России. В противном случае, работы могут иметь разрозненный, несопоставимый, в том числе методологически, характер и несогласованность в области критериев качества пищевой продукции. Данный факт приобретает особенно важное значение в связи с территориальной обширностью и большим количеством субъектов РФ, считающих целесообразным деятельность в различных областях оздоровительного питания. Также важным аспектом является отсутствие нормативов, устанавливающих те или иные обязательные критерии в области преимущественного качества и медико-биологической ценности пищевой продукции.
Ведущей организацией, ответственной за формирование и внедрение основных приоритетов в области оздоровительного питания в России, является Научный Совет по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ.
С целью реализации приоритетов Научного совета по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ в 2001 году на основе решения Гражданского Форума была сформирована Российская программа “Здоровое питание – здоровье нации”. В соответствии с целями и задачи данной программы в федеральных округах создаются и проходят аккредитацию центры оздоровительного питания на основе консолидированного сотрудничества научных, административных и гражданских структур (решение выездного заседания Научного совета по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ 02 марта 2006, г.Н. Новгород).
Основными приоритетными направлениями деятельности центров были определены: участие в создании федеральной и региональных программ по оптимизации питания населения и снижения риска возникновения алиментарно-зависимых заболеваний, создании национальной системы мониторинга качества пищевых продуктов, СПП и БАД к пище на основе сотрудничества органов исполнительной власти, научных организаций, производителей и потребителей и др. под единым методическим руководством Научного совета по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ (решение выездного заседания Научного совета по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ, 17 мая 2005, Екатеринбург)
С целью реализации национальной системы мониторинга качества пищевых продуктов в рамках Российской программы “Здоровое питание – здоровье нации”, совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и стандартизации в 2005 году была зарегистрирована и введена в действие система добровольной сертификации пищевой продукции “Здоровое питание – здоровье нации” (№РОСС RU. И324.04ЦО 00).
В рамках данной системы осуществляется координированная выработка критериев показателей преимущественного качества и медико-биологической ценности пищевой продукции, в том числе БАД к пище и СПП, добровольное сертифицирование и введение продукции, соответствующей установленным стандартам в единый Реестр Российской программы “Здоровое питание – здоровье нации” и потребительские корзины, рекомендованные для коррекции пищевого статуса организованных коллективов.
С целью формирования единой комплексной гигиенической системы оценки пищевой продукции при функционировании СДС “Здоровое питание – здоровье нации” также осуществляется оценка соответствия продукции обязательным требованиям к ее производству и обороту на основании информации соответствующих организаций, Межведомственного координационно-экспертного Совета по контролю за производством и оборотом БАД к пище и СПП (Управление Роспотребнадзора; СО РАМН; ГУВД; Сибирский федеральный центр оздоровительного питания; НГМУ; Управление ФАС; УФСКН; Сибирская оперативная таможня; Научный Совет по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ).
Для обеспечения отсутствия признаков фальсифицированности, контрафактности продукции осуществляется проведение экспертизы в рамках Национального проекта “Россия против контрафакта” - “Марка года”, также реализующаяся аккредитованными федеральными центрами оздоровительного питания.
Таким образом, в настоящее время в рамках Российской программы “Здоровое питание – здоровье нации” реализуются основные национальные приоритеты гигиены питания, входящие в общую концепцию “Здоровье через гигиену”: 1. борьба с фальсифицированной и контрафактной продукцией; 2. выявление и подтверждение преимущественного качества и медико-биологической ценности пищевой продукции; 3. обеспечение соответствия продукции показателям безопасности и нормативным требованиям.
Межведомственная координация работ в области производства и оборота пищевой продукции, в том числе синтез различных систем добровольной сертификации, согласовано организованных и применяющихся, в целом, позволяет реализовать важнейшие элементы региональной политики в области здорового питания населения и принципы концепции “Здоровье через гигиену”, предусматривающей комплексное внедрение всех аспектов гигиены – как совокупности мероприятий, направленных на восстановление и поддержание здоровья населения.
В настоящее время организована деятельность описываемого единого интегрированного механизма оптимизации качественного и здорового питания населения в Уральском, Приволжском, Центральном, Северо-Западном, Сибирском федеральных округах, на базе соответствующих федеральных центров оздоровительного питания Российской программы “Здоровое питание – здоровье нации”.
На сегодняшний день в отношении более чем 200 различных пищевых продуктов, в том числе БАД к пище и СПП, 56-ти производителей, работающих в 5-ти федеральных округах было проведено подтверждение соответствия продукции критериям системы добровольной сертификации “Здоровое питание – здоровье нации” и включение в единый Реестр Российской программы “Здоровое питание – здоровье нации”, в стандарты рационов питания организованных коллективов.