СКАЧАТЬ (7.1 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №2(34) март/апрель, 2007

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Механизмы системной оптимизации потребления пищевой продукции на территории регионов России

Мажаева Т.В., Новоселов Я.Б., Горбачев К.В.

Уральский федеральный центр оздоровительного питания, г.Екатеринбург, Сибирский федеральный центр оздоровительного питания, г. Новосибирск

В настоящее время государство установило основные приоритеты регуляции производства и оборота производимой продукции в рамках №184-ФЗ от 27 января 2002 года “О техническом регулировании”. Основной задачей государства в области контроля пищевой продукции является обеспечение ее безопасности и соответствие нормативам качества ее производства, не несущим вреда здоровью населения. Безусловно, данная задача является приоритетной и призвана предотвращать серьезные нарушения технологии производства, оборота пищевой продукции, способные привести к тяжелейшим и массовым острым, хроническим отравлениям, заболеваниям.

Соответственно, вопрос более или менее высокого (преимущественного) качества, медико-биологической ценности продукции не контролируется в обязательном порядке государством и остается возможностью рекламного ресурса распространителя либо производителя и носит декларативный характер, зачастую не подтвержденный объективными, стандартизованными характеристиками. Данный факт относится как к обычной пищевой продукции, так и к специализированной (в том числе специализированные пищевые продукты, БАД к пище).

Следует отметить серьезные различия в медико-биологических свойствах пищевых продуктов в зависимости от состава и сочетания различных компонентов: наличие прямых и/или метаболических (структурных и функциональных) антагонистов, синергистов; технологических особенностей, приводящих к изменению химической, метаболической ценности; виды используемого сырья, в соответствии с технической документацией и многое другое. Отсутствие оптимальных медико-биологических свойств в данном случае не противоречит требованиям технической документации и нормативам действующего законодательства и может декларироваться в свободном порядке.

Данный фактор не является оптимальным, принимая во внимание сложившуюся ситуацию с недостаточной обеспеченностью населения основными микронутриентами, феноменом мальабсорбции, несостоятельностью метаболизма при ряде патологических состояний и др. В первую очередь, сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить рационы питания организованных коллективов (школьные, дошкольные учреждения, ЛПУ и др.) набором продуктов питания, соответствующих требованиям коррекции пищевого статуса, профилактике алиментарно-зависимых заболеваний.

В постановлении №30 главного государственного санитарного врача РФ указано, что в настоящее время включение пищевых продуктов в рацион питания организованных коллективов осуществляется на основании критериев стоимости тех или иных продуктов без учета их медико-биологической ценности и показателей преимущественного качества, что не позволяет обеспечить ликвидацию рисков алиментарно-зависимых заболеваний и оказать корригирующий эффект при различных патологических состояниях.

Кроме того, подобная ситуация обуславливает отсутствие у потребителя достоверной информации и мотивированного выбора продукции, а также снижение ценности гигиенического информирования населения об актуальности гигиены питания и здорового образа жизни, в конечном счете, обесценивая образовательную, просветительскую деятельность государства, направленную на применение принципов гигиены внутренней среды организма. Немаловажным является аспект низкой заинтересованности производителя в изготовлении продукта более высокого, по сравнению с минимальными обязательными стандартами, качества, поскольку на этапе оборота информирование потребителя о показателях качества и свойствах продукции носит сравнительно одинаковый характер, независимо от объективных критериев.

Таким образом, в настоящее время является актуальным процедура оценки и подтверждения преимущественного качества и медико-биологической ценности химико-технологических показателей пищевой продукции с целью выявления продуктов питания, соответствующих установленным критериям медико-биологической ценности для обеспечения адекватного рациона членов организованных коллективов, в том числе в процессе организации лечебного питания в ЛПУ, а также достоверного объективного информирования населения.

Несомненно, подобная система должна являться единой стандартизованной для любого региона России. В противном случае, работы могут иметь разрозненный, несопоставимый, в том числе методологически, характер и несогласованность в области критериев качества пищевой продукции. Данный факт приобретает особенно важное значение в связи с территориальной обширностью и большим количеством субъектов РФ, считающих целесообразным деятельность в различных областях оздоровительного питания. Также важным аспектом является отсутствие нормативов, устанавливающих те или иные обязательные критерии в области преимущественного качества и медико-биологической ценности пищевой продукции.

Ведущей организацией, ответственной за формирование и внедрение основных приоритетов в области оздоровительного питания в России, является Научный Совет по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ.

С целью реализации приоритетов Научного совета по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ в 2001 году на основе решения Гражданского Форума была сформирована Российская программа “Здоровое питание – здоровье нации”. В соответствии с целями и задачи данной программы в федеральных округах создаются и проходят аккредитацию центры оздоровительного питания на основе консолидированного сотрудничества научных, административных и гражданских структур (решение выездного заседания Научного совета по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ 02 марта 2006, г.Н. Новгород).

Основными приоритетными направлениями деятельности центров были определены: участие в создании федеральной и региональных программ по оптимизации питания населения и снижения риска возникновения алиментарно-зависимых заболеваний, создании национальной системы мониторинга качества пищевых продуктов, СПП и БАД к пище на основе сотрудничества органов исполнительной власти, научных организаций, производителей и потребителей и др. под единым методическим руководством Научного совета по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ (решение выездного заседания Научного совета по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ, 17 мая 2005, Екатеринбург)

С целью реализации национальной системы мониторинга качества пищевых продуктов в рамках Российской программы “Здоровое питание – здоровье нации”, совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и стандартизации в 2005 году была зарегистрирована и введена в действие система добровольной сертификации пищевой продукции “Здоровое питание – здоровье нации” (№РОСС RU. И324.04ЦО 00).

В рамках данной системы осуществляется координированная выработка критериев показателей преимущественного качества и медико-биологической ценности пищевой продукции, в том числе БАД к пище и СПП, добровольное сертифицирование и введение продукции, соответствующей установленным стандартам в единый Реестр Российской программы “Здоровое питание – здоровье нации” и потребительские корзины, рекомендованные для коррекции пищевого статуса организованных коллективов.

С целью формирования единой комплексной гигиенической системы оценки пищевой продукции при функционировании СДС “Здоровое питание – здоровье нации” также осуществляется оценка соответствия продукции обязательным требованиям к ее производству и обороту на основании информации соответствующих организаций, Межведомственного координационно-экспертного Совета по контролю за производством и оборотом БАД к пище и СПП (Управление Роспотребнадзора; СО РАМН; ГУВД; Сибирский федеральный центр оздоровительного питания; НГМУ; Управление ФАС; УФСКН; Сибирская оперативная таможня; Научный Совет по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ).

Для обеспечения отсутствия признаков фальсифицированности, контрафактности продукции осуществляется проведение экспертизы в рамках Национального проекта “Россия против контрафакта” - “Марка года”, также реализующаяся аккредитованными федеральными центрами оздоровительного питания.

Таким образом, в настоящее время в рамках Российской программы “Здоровое питание – здоровье нации” реализуются основные национальные приоритеты гигиены питания, входящие в общую концепцию “Здоровье через гигиену”: 1. борьба с фальсифицированной и контрафактной продукцией; 2. выявление и подтверждение преимущественного качества и медико-биологической ценности пищевой продукции; 3. обеспечение соответствия продукции показателям безопасности и нормативным требованиям.

Межведомственная координация работ в области производства и оборота пищевой продукции, в том числе синтез различных систем добровольной сертификации, согласовано организованных и применяющихся, в целом, позволяет реализовать важнейшие элементы региональной политики в области здорового питания населения и принципы концепции “Здоровье через гигиену”, предусматривающей комплексное внедрение всех аспектов гигиены – как совокупности мероприятий, направленных на восстановление и поддержание здоровья населения.

В настоящее время организована деятельность описываемого единого интегрированного механизма оптимизации качественного и здорового питания населения в Уральском, Приволжском, Центральном, Северо-Западном, Сибирском федеральных округах, на базе соответствующих федеральных центров оздоровительного питания Российской программы “Здоровое питание – здоровье нации”.

На сегодняшний день в отношении более чем 200 различных пищевых продуктов, в том числе БАД к пище и СПП, 56-ти производителей, работающих в 5-ти федеральных округах было проведено подтверждение соответствия продукции критериям системы добровольной сертификации “Здоровое питание – здоровье нации” и включение в единый Реестр Российской программы “Здоровое питание – здоровье нации”, в стандарты рационов питания организованных коллективов.