СКАЧАТЬ (175 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №2(34) март/апрель, 2007

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Весна идет – весне дорогу

Ксения Недоговорова, Специалист по фармацевтическому мониторингу

Отдел информации ЗАО “Группа ДСМ”

В 2005 году в России к многочисленным весенним праздникам добавился еще один – День иммунитета, который отмечается 1 марта. Иммунитет большинства россиян снижен из-за перенесенных зимой простудных заболеваний. Отсутствие в зимний период овощей и фруктов, богатых витаминами, может привести к авитаминозу. Сочетание этих факторов приводит к снижению работоспособности, вялости, быстрой утомляемости. В аптеках на сегодняшний день присутствует достаточное количество средств, которые помогут справиться с этими неприятными явлениями: витаминные и витаминно-минеральные комплексы, иммуноукрепляющие и тонизирующие препараты (далее по тексту – БАД группы). В настоящем аналитическом обзоре мы рассмотрим российский аптечный рынок биологически активных добавок трех указанных выше групп. Период исследования – февраль 2006 года – январь 2007 года. Все данные приведены в ценах оптовой закупки аптек.

БАД группы являются продукцией, обладающей ярко выраженной сезонностью. Наибольший спрос на иммуноукрепляющие БАД, витаминные и витаминно-минеральные комплексы и тонизирующие БАД наблюдается весной и осенью (диаграмма 1), когда потребность в этих препаратах наиболее высока.

Биологически активные добавки, повышающие иммунитет, представлены, в основном, препаратами на основе эхинацеи (растения, обладающего сильными иммуномодулирующими свойствами), витамина С, а также других иммуностимулирующих компонентов (например, концентрата топинамбура, входящего в БАД компании “Диод” “Долголет”). Лидером продаж стала БАД производства компании “Nycomed” из серии “Сана-Сол” – “Сана-Сол, если ребенок часто болеет” (28,0 % руб.) – таблица 1. На втором месте со значительным отрывом – “Долголет” (15,1 % руб.) производства компании “Диод”, на третьем – “Кид’с формула “Иммуномишки” (12,3 % руб.

Среди витаминных комплексов с большим отрывом лидирует биологически активная добавка “Алфавит” (26, 4% руб.) производства компании “Аквион ЗАО” (таблица 2). В ТОП-10 витаминных комплексов вошли еще три препарата этой компании серии “Алфавит” - “Алфавит школьник” (4,7 % руб.), занявший третье место в рейтинге, “Алфавит для детей” (3,0 % руб.) и “Алфавит Мамино здоровье” (3,2 % руб.). На втором месте – БАД серии “Мульти-табс” от Ferrosan – “Мульти-Табс Малыш Ca+” (6,8 % руб.) – таблица 2.

С весенней усталостью помогут справиться тонизирующие препараты, содержащие в своем составе стимулирующие компоненты: женьшень, элеутерококк, лимонник, зеленый чай и т.д. Наибольшим спросом пользуются тонизирующие препараты компании “Nycomed” серии “Геримакс” – “Геримакс энерджи” (56,9 % руб.), “Геримакс премиум” (18.5 % руб.) и “Геримакс драйв со вкусом черной смородины” (3,6 % руб.), занявшие соответственно 1-е, 2-е и 3-е места в рейтинге. Суммарный же объем продаж БАД серии “Геримакс” составляет более 80% руб., от объема реализации всех БАД, вошедших в ТОП-10 (таблица 3).

Что касается цен на БАД группы, то самыми дешевыми среди отечественных биологически активных добавок являются тонизирующие БАД – около 27 рублей за одну условную упаковку, среди импортных БАД – иммунокорректирующие БАД (около 167 руб. за упаковку). Наиболее дорогостоящие импортные БАД – тонизирующие, отечественные – витаминные. Таким образом, посетители аптек могут подобрать себе БАД группы в зависимости от своих финансовых возможностей.

Соотношение импортных и отечественных биологически активных добавок у тонизирующих БАД, иммунокорректирующих БАД и БАД в виде витаминных и витаминно-минеральных комплексов неодинаково (диаграмма 2).

Среди импортных БАД с тонизирующим действием и БАД, повышающих иммунитет, преобладают импортные препараты – 87 % руб. и 55 % руб. соответственно. В отличии от этих БАД группы, отечественные витаминно-минеральные комплексы пользуются более высоким спросом, чем импортные – объемы реализации отечественных БАД этой группы выше импортных более, чем в 1,5 раза.

Весной хочется чувствовать себя бодрым и здоровым. Поэтому в это время года необходимо укрепить свое здоровье иммуноукрепляющими БАД, восполнить дефицит витаминов с помощью витаминно-минеральных комплексов, избавиться от усталости и сонливости тонизирующими БАД, которые в широком ассортименте присутствуют в российских аптеках.