СКАЧАТЬ (5.28 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №6(32) ноябрь/декабрь, 2006

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА

Вопрос:

Организация имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. Для привлечения потребителя и увеличения продаж организация предполагает привлечь к сотрудничеству врача-специалиста, оказывающего в помещении аптеки исключительно консультативные услуги. Лицензирующий орган отказывает в предоставлении лицензии (в данном случае - на осуществление медицинской деятельности) на том основании, что в уставе организации в разделе “Цели и виды деятельности” указаны фармацевтическая деятельность, деятельность по оказанию консультативных услуг, а прямое указание на медицинскую деятельность отсутствует. Прав ли лицензирующий орган? Есть ли необходимость, учитывая характер деятельности привлекаемого врача-специалиста, вносить соответствующие изменения в учредительные документы?

Ответ:

По нашему мнению действия лицензирующего органа в данном случае не правомерны. Строго говоря, ни один нормативно-правовой акт не ставит возможность получения лицензии на медицинскую деятельность в зависимость от перечисленных в учредительных документах видов деятельности.

В то же время необходимо отметить следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

При этом коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В федеральных законах “Об обществах с ограниченной ответственностью” и “Об акционерных обществах” среди обязательных требований к содержанию учредительных документов хозяйственных обществ даже не содержится указаний на то, что в них обязательно должны отражаться цели и виды деятельности организации.

Однако согласно статье 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Указанное положение может, в принципе, послужить для лицензирующего органа основанием для отказа в выдаче лицензии на определенную деятельность, если такая деятельность четко не прописана в уставе организации и список возможных видов деятельности организации в учредительных документах закрытый.

Тем не менее, по нашему мнению, указанные выше положения законодательства прямо не запрещают выдачу организации лицензии на конкретный вид деятельности только на том основании, что данный вид деятельности не указан явно (например, медицинская деятельность) или неявно (например, иные виды деятельности, не запрещенные законодательством) в учредительных документах. Окончательное решение в таком конфликте может вынести только суд.

01.11.06

Директор юридической компании “Юнико-94” М.И. Милушин

Вопрос:

Получили отказ на размещение производства БАД на площадях действующего химико-фармацевтического производства. Специалист Роспотребнадзора относит производство БАД к пищевой промышленности, а фармацевтическое производство к химической, поэтому считает недопустимым производство БАД на нашем предприятии. Основу БАД составляет лекарственный препарат, выпускаемый нами на данной производственной площадке. Дайте, пожалуйста, свой комментарий.

Ответ:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 2.01.2000 г. N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов” (в ред. от 31.03.2006 г.) биологически активные добавки являются пищевыми продуктами. При этом закон определяет биологически активные добавки как природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденным Постановлением Госкомстата от 6.11.2001 г. N 454-ст “О принятии и введении в действие ОКВЭД”, производство БАД относится к подгруппе с кодом 15.89 “Производство прочих пищевых продуктов, не включенных в другие группировки” раздела 15 “Производство пищевых продуктов, включая напитки”, тогда как производство лекарственных средств входит в подгруппу 24.42 “Производство фармацевтических препаратов и материалов” раздела 24 “Химическое производство”.

Таким образом, специалист Роспотребнадзора в данном случае совершенно прав.

Что касается возможности производства БАД на каком-либо предприятии, то здесь необходимо отметить следующее.

В соответствии с пунктом 6.1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03 “Гигиенические требования к организации производства и оборота

биологически активных добавок к пище (БАД)”, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 г. N 50, организации, производящие БАД, следует размещать на обособленных земельных участках. Пунктом 6.1.5. указанных Правил установлено, что допускается блокирование организаций по производству БАД с другими пищевыми организациями (производство БАД на основе живых микроорганизмов с организациями соответствующего профиля) только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на производство.

Из совокупности вышеуказанных положений можно сделать вывод о том, что производство БАД может осуществляться либо на обособленных предприятиях либо по разрешению Роспотребнадзора на предприятиях пищевой промышленности.

27.10.06

Директор юридической компании “Юнико-94” М.И. Милушин