СКАЧАТЬ (85 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №6(32) ноябрь/декабрь, 2006

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Региональные особенности потребления БАД в России в 1- м полугодии 2006 г.

Специалист по рейтинговым проектам А. Гнускина. ЗАО “ЦМИ “Фармэксперт”

На протяжении последних нескольких лет наблюдается динамичное развитие рынка биологически активных добавок к пище (БАД), тем не менее, доля добавок в структуре аптечных продаж на фармацевтическом рынке России не превышает 4%. Распространению БАД способствует нарушение экологической ситуации и структуры питания населения, а также относительная легкость их регистрации и производства, широкий ассортимент и натуральное происхождение препаратов.

Однако на фоне роста доходов населения, влияющего на продажи БАД, многие потенциальные покупатели испытывают недоверие к биологически активным добавкам, вызванное несоответствием свойств продукции, заявляемых производителями, а также случаями фальсифицированной и контрафактной продукции (незарегистрированной в государственном реестре или распространяемой по поддельным регистрационным удостоверениям). Вышеназванная проблематика рынка БАД в России отражает основной предмет споров и разногласий врачей, их пациентов, производителей и разработчиков, а также всех других участников товаропроводящей сети, и существенным образом влияет на развитие продаж.

Тем не менее, БАД в российских аптеках представлены 778 производителями, реализующими 3768 торговых наименований, объем продаж которых через аптеки в целом по России по итогам 2005 г. превысил 300 млн.долл.США, демонстрируя стабильный рост продаж на протяжении последних лет (рис.1).

Анализ квартальных продаж свидетельствует о сезонной зависимости рынка аптечных продаж БАД, характерной для рынка лекарственных средств, выражающейся в ежегодном снижении объемов продаж во 2-3 кварталах (рис.2).

Специфической особенностью рынка БАД в России, в отличие от рынка лекарственных средств, является доминирующая роль препаратов отечественного производства: доля отечественных БАД в 1-х полугодиях 2005-2006 гг. составляет 69-70 %, то есть в 3 раза больше объема импортных БАД в стоимостном выражении, при этом в натуральном выражении, доля отечественных БАД в 4 раза превышает долю импортной продукции (рис.3). Такое соотношение долей говорит о более низком уровне цен на БАД отечественного производства по отношению к импортным (рис.4). Среди препаратов импортного производства наиболее стремительными темпами растут объемы продаж китайского и австрийского производства (таб.1), это напрямую связано с усилением продвижения со стороны производителя и повышением рейтинговых позиций добавок (например, рейтинговая позиция препарата “Жуйдэмэн” выросла с 5-го до 2 места (таб.2).

Рост средней цены, сопровождающий развитие аптечных продаж БАД в России, связан с повышением цен производителей, а также с изменениями в ценовой структуре, связанными с ростом потребления более дорогих БАД (рис.5), которое, в свою очередь, вызвано повышением роста благосостояния населения.

Применение биологически активных веществ или их комплексов во всем мире признано одним из наиболее простых путей коррекции питания. Этим и объясняется существенный рост доли БАД, влияющих на функции органов пищеварения (с 22% до 26%), а также доли продаж 7-ми лидирующих групп, составляющих 80% продаж, доля которых выросла на 3 % и составила 83 % в 1 полугодии 2006 г., а также тенденция концентрации продаж БАД профилактической направленности (рис.6). Однако зачастую отнести пищевую добавку к определенной терапевтической группе достаточно сложно, так как многие БАД-комплексы одновременно могут оказывать влияние на разные процессы в организме (в отличие от лекарственных препаратов, которые чаще всего обладают четко направленным действием).

Несмотря на лидерство группы БАД, влияющих на функции органов пищеварения, брендом–лидером продаж по итогам 1–го полугодия 2006 г. является препарат для местного улучшения капиллярного кровотока - “Капилар”, на втором месте - “Жуйдэмэн”, на третьем- “Софья”, производитель которого – компания “Фора-Фарм”, по итогам 1 полугодия 2006 г. , занимает третье место среди производителей БАД с наибольшим объемом продаж в российских аптеках. На втором месте - производитель лидера-бренда “Капилар”– компания “ДИОД”, и возглавляет рейтинговую таблицу производителей в 1-м полугодии 2006 г. отечественный производитель – компания “Эвалар”, специализирующаяся в области разработки, производства и реализации натуральных лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище (таб.2-3).

Одновременно с ростом продаж на рынке БАД, реализуемых через аптеки, по итогам 1 полугодия 2006 г. наблюдается концентрация доли лидирующих производителей и брендов:

- ТОП 20 лидирующих компаний–производителей контролируют почти 2/3 или 62,7 % аптечных продаж БАД в России (56,3 – в 1-м полугодии 2006 г.), прирост по отношению к 1 полугодию 2005 г. составил 8,5%;

- доля ТОП 20 брендов-лидеров возросла на 8,8 %, с 29,9 до 38,7%.

Особенности возникновения и формирования рынка БАД в России, а также тенденции социально-экономического развития регионов формируют основные тенденции развития продаж этих препаратов и влияют на специфику потребления в регионах.

Динамика аптечных продаж БАД по регионам России в разрезе по федеральным округам сопровождается ежегодным приростом продаж по отношению к предыдущему периоду (рис.7-8), при этом темпы роста в стоимостном выражении опережают темпы роста в натуральном выражении (рис.9), что свидетельствует о росте цен, а также о росте доли продаж более дорогостоящих препаратов.

В отличие от темпов роста объемов рынка, рост средней цены, в зависимости от округа, колеблется в пределах от 18 до 32%. При этом наиболее динамичное развитие демонстрируют Южный, Приволжский и Дальневосточный округа, а наименьший прирост наблюдается в Центральном округе, рынок продаж БАД которого можно назвать уже сформировавшимся и развивающимся в соответствии с общероссийскими тенденциями развития фармацевтического рынка. Наибольшая средняя цена продаж БАД наблюдается в Центральном и Южных округах и составляет 2,10 и 1,95 доллара за уп. соответственно (рис.10) и возможно, в большей степени вызвано увеличением доли потребления дорогостоящих препаратов (стоимостью свыше 5-10 долл. США), а также более высокими темпами роста благосостояния населения в этих регионах.

Основные тенденции и состояние рынка БАД в регионах отражает рис.11, на котором отражены доли городов в аптечных продажах БАД в России, а также средние цены. Самые высокие объёмы продаж– в Москве и Московской области, однако средняя цена гораздо выше в Приволжском федеральном округе: в таких городах, как Оренбург, Тольятти, Самара. Невысокие объёмы продаж, но высокие средние цены свидетельствуют о более высокой доле продаж в этих регионах дорогостоящих БАД. На рис. 12 представлены доли ТОП 10 лидеров БАД в разрезе по федеральным округам, отражающие основные предпочтения добавок в каждом из регионов, а также промоционную активность производителей в разрезе по федеральным округам.

По оценкам специалистов, к регионам с хорошо развитой дистрибьюцией БАД относят такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург, каждый из которых представляет разные федеральные округа. Тем не менее, разные города, входящие в округ, имеют различные уровни социально-экономического развития, чем и обусловлен рейтинг городов, лидирующих в продажах БАД в округах (таб.4).

В целом продажи БАД в России развиваются в настоящее время в основном за счет Центрального региона, и покорение регионов - одна из основных задач производителей и дистрибьюторов. Однако недоверие основной части населения к биологически активной продукции снижает интерес и востребованность в потреблении БАД. В связи с чем особого внимания производителей заслуживает привлечение новых возрастных и социальных групп, а также работа над повышением качества производства и рекламы, направленной на реформирование восприятия биологически активных добавок, а также рост популярности БАД отечественного производства в регионах России.