СКАЧАТЬ (26.8 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №6(32) ноябрь/декабрь, 2006

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

БАД побеждают стресс

Ксения Нодоговорова, DSM Group

Термин “стресс” впервые был применен в XVII веке английским ученым Робертом Гуком для характеристики объектов, испытывающих сильную нагрузку и сопротивляющихся ей. В медицине под стрессом понимают ответную реакцию организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека. Причиной стресса могут стать любые события: как радостные (например, рождение ребенка), так и негативные (потеря работы, смерть близкого человека). Стресс сопровождается головной болью, бессонницей, депрессией и другими неприятными симптомами.

В настоящем аналитическом обзоре мы рассмотрим биологически активные добавки (далее по тексту БАД Группы), которые могут применяться при стрессовых состояниях, обладающие успокаивающим действием – группа 1.1. Федерального реестра биологически активных добавок. Период исследования: октябрь 2005 года – сентябрь 2006 года, регионы: Россия в целом и Москва. Все данные приведены в ценах оптовой аптечной закупки. Отметим, что в обзоре приведены данные по биологически активным добавкам, реализованным только через аптечные учреждения. Продажи БАД Группы через специализированные “магазины здоровья”, Интернет, супермаркеты и т.д. не учитывались.

За исследуемый период времени через российские аптеки было реализовано более 10 млн. упаковок БАД Группы на общую сумму ~ 7,5 млн. долл. Около 10 % всей розничной реализации в стоимостном выражении приходится на Москву - ~ 1 млн. долл.

Ассортимент БАД Группы в российских аптеках представлен 155-ю торговыми наименованиями (из которых 120 ТН БАД - импортного производства и 35 ТН БАД – отечественного). В Москве ассортимент несколько ниже – 77 Торговых наименований (22 ТН БАД импортного производства и 55 ТН БАД – отечественного). Ассортимент БАД Группы в московских аптеках ниже, так как многие биологически активные добавки, например, произведенные в Алтайском крае или Сибири, реализуются исключительно в своем и близлежащих регионах.

Доля российских продаж биологически активных добавок данной группы в общем объеме реализации всех БАД в октябре 2005 – сентябре 2006 года невелика и составляет всего 2,6 % долл. В Москве доля продаж БАД Группы еще ниже и составляет 1,7 % долл.

Продажи БАД Группы имеют ярко выраженную сезонность (см. Диаграмму 1). Наибольшие объемы продаж как в целом по России, так и в Москве приходятся на октябрь-декабрь и начало весны (февраль-март). Это связано с традиционным обострением осенью и весной различных заболеваний и расстройств нервной системы. Также, учеными было давно установлена настроения от длины светового дня. Поэтому осенью, когда рано темнеет, и на улице стоит холодная погода, многие подвержены так называемой “осенней депрессии”. Отметим, что сезонность в Москве более выражена, так как жители крупных городов подвержены стрессу в большей степени.

В состав многих БАД Группы входят растения, которые издревле применялись в народной медицине как успокоительные средства: валериана, пустырник, пион и др. (см. Схема 1). Данные препараты можно применять практически в любом возрасте, они почти не имеют побочных действий и не вызывают аллергических реакций.

На Диаграмме 2 представлено соотношение стоимостных объемов розничной реализации биологически активных добавок исследуемой группы в зависимости от страны производителя. Более 80 % долл. общероссийских продаж БАД Группы приходится на биологически активные добавки отечественного производства. В Москве, как и в целом по России, также наблюдается преобладание российских БАД Группы, однако доля их продаж несколько ниже и составляет ~ 64%. Более высокий спрос в Москве на импортные БАД Группы объясняется более высоким уровнем жизни доходов в столице, которые позволяют населению приобретать более дорогие препараты зарубежного производства.

В Таблице 1 представлены стоимостные ТОПы-20 продаж торговых наименований БАД Группы в Москве и России за исследуемый период. Бесспорным лидером продаж как в целом по России, так и в Москве стал “Морфей” производства компании МЕРЦАНА (ПРОИЗВЕДЕНО “КУРОРТМЕДСЕРВИС”). Доля его общероссийских продаж составила около 30 % долл., московских – более 37 % долл. Второе место в обоих рейтингах у драже “Вечернее (валериана, хмель, мята)” производства компании БИОКОР ООО. Отметим, что объемы продаж БАД “Морфей” выше объемов реализации БАД “Вечернее (валериана, хмель, мята)” в России более чем в два раза, а в Москве – почти в четыре раза. Третье место по России у таблеток “Сонные” производства компании ЛЕОВИТ НУТРИО (11,67 % долл.), в Москве – “Баю-Бай” также производства фирмы МЕРЦАНА (9,26 % долл.). В сумме доля продаж БАД Группы, вошедших в ТОПы-20, составила как в московском, так и в общероссийском рейтингах более 90% долл. Также отметим, что в московский рейтинг вошли восемь биологически активных добавок импортного производства (суммарная доля продаж – 13,61 % долл.), а в российский – всего две БАД Группы, суммарная доля продаж которых составила 4,31 % долл.).

Периодически в стрессовом состоянии оказывается каждый человек вне зависимости от пола и возраста. Даже небольшие на первый взгляд неприятности – очередь в магазине, автомобильные пробки и т.д. могут заставить человека нервничать. В российских аптеках на сегодняшний день можно найти эффективные препараты на растительной основе, которые помогут победить стресс. Однако, ассортимент БАД, обладающих успокоительными свойствами, не очень широк. Поэтому производители БАД, как российские, так и зарубежные могут расширить свой ассортимент за счет БАД данной группы.

В статье использованы данные розничного аудита фармацевтического рынка России DSM Group, СМК соответствует требованиям ISO 9001:2000