СКАЧАТЬ (9.47 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №2(28) март/апрель, 2006

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

О ЗАПУСКЕ В ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК

Д-р Барбара Фёсген, дипломированный химик-технолог пищевой промышленности

в сотрудничестве с фирмой “Д-р У. Бер” г. Бонн/Германия

Торговое обращение биологически активных пищевых добавок (БАД) в ЕС регламентируется директивой 2002/46/ EC. В Германии действует, кроме того, особое постановление немецкого национального законодательства о биологически активных добавках от 24 мая 2004 года.

Определение

БАД относятся к пищевым продуктам. Их предназначение состоит в обогащении общепринятой модели рациона питания человека. БАДы состоят из питательных или прочих веществ со специфическим питательным или физиологическим действием.

Отличительная черта БАДов: лекарства оказывают физиологическое действие, но оно способно изменить баланс, в то время как, например, излишки БАДов выделяются организмом и в таком качестве ни в коей мере не оказывают регулятивного влияния на существующий баланс в организме человека. Лекарственные вещества определены и регламентированы директивой 2001/83/ EC.

Другая характерная черта БАДов заключается в том, что они должны продаваться в малых, точно дозированных количествах, то есть в виде капсул, таблеток, чайных пакетиков или ампул и т.п. Также возможен известный с давних пор “домашний способ” дозирования, например, “чайная ложка с верхом” или “полная столовая ложка” на один прием.

Формы продажи БАД

БАДы, предлагаемые конечному потребителю, должны продаваться в фабричной упаковке.

Это автоматически обязывает производителя декларировать на упаковке торговое наименование продукта, номинальное количество товара на единицу упаковки, рекомендации по применению, при необходимости с инструкцией по приготовлению, указанием срока годности, номера производственной партии товара, описанием ингредиентов, калорийности (более или менее подробно), имени и адреса фирмы-производителя или ее дистрибьютора в ЕС, а также, по возможности, пояснение к продукту.

Таким образом, БАДы нельзя продавать россыпью или без надлежащей упаковки и дополнительного разъяснения у прилавка. Потребитель должен иметь возможность перед употреблением получить информацию о продукте в письменной форме.

Важные предпосылки

Вернемся к характеристике содержания БАДов. БАДы состоят из питательных или прочих веществ со специфическим для питания или физиологическим действием. Что это за питательные вещества, должно быть четко определено в инструкции, то есть указаны витамины и минеральные вещества в тех комбинациях, которые названы во вкладыше. Если производитель хочет применить отличные от уже указанных витамины и минералы или другие их комбинации, то он должен прежде всего позаботиться о разрешении на это от соответствующих органов ЕС. Для проведения предварительной проверки нужно представить точную спецификацию данного витаминного или минерального состава, соответствующую требованиям о примесях, и не вызывающее сомнений доказательство безопасности продукта для здоровья человека.

В Германии со стороны официальных служб существует определенная тенденция: все продукты питания или съестные приправы, которые не являются традиционными, зачислять в категорию сомнительных.

Здравоохранение в странах ЕС все еще находится в компетенции государства. Поэтому практика обращения БАДов на внутренних рынках европейских стран может друг от друга значительно отличаться. Этот факт, а также значительные правовые ограничения, которые собственно должны стоять на защите прав потребителя, только усложняют путь инновативных продуктов к потребителю. Доходит до того, что общеупотребительные продукты могут классифицироваться как непригодные к применению.

Свои права производителям приходится отстаивать в судебном порядке. Позитивно, однако, уже то, что такая борьба вообще возможна.

Что относится к прочим веществам?

В торговом обращении находятся продукты, содержащие аминокислоты, кислоты жирного ряда, балластные вещества, а также растительные и травяные экстракты.

При этом очень важно, что прочие вещества обязательно должны соответствовать общепринятым положениям о продуктах питания. Например, растительные экстракты должны соответствовать требованиям, предъявляемым в ЕС к ароматическим веществам. Как известно, многие растения содержат кумарин, антраноид и т.п., только ограниченные количества которых могут находиться в готовых к употреблению продуктах питания.

Таким образом, директива о БАДах не охватывает весь круг “прочих веществ”, а лишь круг питательных веществ (эксплицитно названных витаминами и минеральными веществами).

Само собой разумеется, что в БАДах могут присутствовать вспомогательные компоненты, то есть вещества, которые добавляются и в продукты питания в технологических целях в предписанных законом рамках. Ими являются красители, подсластители, покрытия, наполнители, эмульгаторы и многие другие. Конечно для БАДов действительны и так называемые горизонтальные правовые предписания. К ним относятся, например, общие указания, предостережения для аллергиков, перечисление генетически измененных компонентов, гигиенические требования и т.д.

Этикетки на БАДах

Как уже говорилось, БАДы можно продавать только в фабричных упаковках. Это означает необходимость снабжения продукта этикеткой. На что нужно обратить при этом внимание?

Прежде всего на то, что на этикетке БАДов должны присутствовать те же элементы маркировки, что и на продуктах питания. Но для БАДов существуют некоторые особенности: понятие “биологически активная добавка” является общим торговым названием. Необходимо указать названия питательных веществ или прочих веществ, характерных для пищевого продукта. Например, полное торговое название должно звучать примерно так: “Биологически активная добавка с витамином С, флавоноидами, селеном и цинком”. Далее необходима рекомендация по применению, например “Две капсулы в день с небольшим количеством воды во время еды”. Обязательны три следующих указания:

“Нельзя превышать рекомендованную дозу”,

“Пищевые добавки не могут заменить сбалансированное и разнообразное питание”,

“Хранить в недоступном для детей месте”.

Для полноценной информации потребителя во вкладыше необходимо указать количество питательных веществ (то есть витаминов и минеральных веществ) или прочих веществ, релевантных для ежедневной нормы потребления БАДа, в предписанных единицах (мг или мкг).

Для витаминов и минеральных веществ, для которых рекомендованные допущенные дневные нормы потребления определены нормативами ЕС (в дальнейшем recommended daily allowance RDA), нужно также указывать долю их присутствия в процентах. Пример: максимальная дневная норма приема цинка составляет 5 мг. Так как 15 мг в ЕС приняты за 100% RDA, то 5 мг цинка - это 33% RDA.

Запись на этикетке выглядит так:

Zink: 5 mg (33 % RDA).

Vitamin C: 30 mg (50 % RDА)

Selen: 20 µg

Citrusflavonoide: 80 mg

Для селена не выработана единая норма в ЕС, а цитрусбиофлавоноиды относятся к “прочим веществам”, поэтому для них RDA не указывается.

Заявка на БАД

Чтобы ввести в торговое обращение безупречный с точки зрения содержания и описания БАД, нужно подать на него официальную заявку.

Производитель или импортер должен подать первичную заявку на готовое изделие в Министерство защиты прав потребителей, питания и сельского хозяйства. Для этого нужно заполнить предоставляемый министерством специальный формуляр. Если продукт уже зарегистрирован в другом государстве ЕС, это также нужно указать в заявке. Заявка не означает автоматический допуск. Она служит только статистическим целям. При возникших сомнениях ответственный сотрудник министерства в письменном виде ставит об этом в известность подающего заявку. Если появляются серьезные опасения, то об этом уведомляется федеральное ведомство по оценке риска, которое дает свое заключение. При подаче заявки необходимо указать точную рецептуру продукта, его назначение и приложить этикетку. На внесение изменений в состав продукта необходимо оформлять новую заявку.

Содержание рекламы

В рекламе БАДов не допускаются рекомендации, касающиеся лечения каких-либо заболеваний. БАДы ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с лекарственными препаратами.

Рекламные высказывания не должны вызывать беспокойство.

К рекламе нельзя привлекать людей медицинских профессий.

Нельзя применять высказывания, внушающие, что при полноценном питании человек не принимает достаточного количества жизненно важных веществ.

Что касается содержания рекламы, то здесь существует большое количество ловушек из-за особенностей правовой и конкурентной ситуации на немецком рынке. Нужно учитывать, что судебные иски могут быть более разорительными, чем ведомственные претензии.

Максимальные дозы, риск

Часто задается вопрос о максимальных дозах приема питательных веществ и их компонентов, которые используются в БАД. Они не определены, и отклонения от максимальной дневной нормы имеют индивидуальный характер. Звучит анархично, но на самом деле это не так.

Потребление продуктов питания и БАДов, которые относятся к продуктам питания (!), ни в коем случае не должно подвергать здоровье опасности. Тот, кто предлагает на рынке продукты питания, должен принципиально придерживаться законов. И если он не разбирается в них сам, обязан проконсультироваться у профессионала. Если он этого не сделает и выпустит на рынок сомнительный продукт, то должет считаться с тем, что его могут привлечь к уголовной ответственности.

Для определения критериев приема максимальных доз питательных веществ и их компонентов производители в ЕС обращаются к preliminary risk assessments (предварительная оценка риска) пищевого кодекса витаминов за 2002 год. В немецкоговорящих странах (Германия, Австрия, Швейцария) относительно этого действуют DACH-рекомендации от 2002 года .

Известно, что водорастворимые витамины и витамин Е усваиваются в сравнительно высоких дозах без ущерба для здоровья. А вот витамины А, D и К в дозах, превышающих обычную дневную дозу, наносят вред. Также известно, что минеральные вещества при усвоении могут нейтрализовывать свое действие, так что не имеет смысла принимать больше, чем 100% RDA в день того или другого минерального вещества.

Хотя БАДы, как неоднократно повторялось, относятся к разряду пищевых продуктов и, таким образом, пригодны к употреблению людьми разных возрастов, на этикетке обязательна должна присутствовать информация о противопоказаниях для определенной категории людей. Например, если БАД содержит 100% RDA витамина А, необходимо предостережение для беременных женщин и женщин детородного возраста о непригодности для них данного продукта.

БАДы, содержащие аминокислоты аргинин, гистидин и азотистое основание креатин, противопоказаны для здоровых детей и подростков, кроме того, могут вызвать прибавку веса.

Люди, склонные к агрегации кровяных пластинок, должны избегать БАДов с витамином К.

Сравнительно трудно разграничить полезные и вредные дозы фтора. Поэтому обращение фторсодержащих продуктов питания в торговом секторе находится под особым наблюдением административных органов.

Над многими критериями максимальных доз предстоит еще хорошо подумать. Они то и дело становятся поводом для недопониманий и противоборства.

Несмотря на существующие трудности и разногласия, большое количество разнообразных БАДов находятся сегодня в обращении на немецком рынке.

Единообразие с положениями закона, высокое качество сырья и четкая информация для потребителя являются важнейшими предпосылками для успешного маркетинга.