СКАЧАТЬ (7.73 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №1(27) январь/февраль, 2006

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

КАК НЕ ПРЕВРАТИТЬ БАДЫ В БЕДЫ?

Екимова Л.Н., государственный ведущий патентный эксперт

Екимова Е.В., помощник научного директора ЗАО “Мастерклон”

На сегодняшний день, пожалуй, не найдешь человека, который бы не слышал о биологически активных добавках, БАДах!

Биологически активные добавки (БАД) появились на рынке чуть более 10-ти лет назад, однако в настоящее время они достаточно широко представлены в аптеках (от 5% до 50 % ассортимента аптек и аптечных киосков), огромные средства тратятся на рекламу БАД (по данным TNS Gallup AdFact, на рекламу одной БАД тратится до 2 млн. долларов, для сравнения: на рекламу лекарственного средства - почти в два раза меньше!).

Так что же это такое? Определение БАД дано в пункте 6 статьи 1 Федерального закона РФ “О качестве и безопасности пищевых продуктов”. Согласно упомянутой статье закона, “биологически активные добавки – природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов”.

Хотя БАДы не являются лекарственными средствами, как следует из приведенного определения, они играют важную роль в жизни человека, поскольку являются частью реализации одного из основополагающих прав человека – права на здоровье. Следует отметить, что большое значение БАДы имеют для производителей как объекты интеллектуальной собственности, причем и как изобретения, и как товарные знаки. Именно товарным знакам и посвящена наша статья.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” (далее – Закон ТЗ) товарный знак и знак обслуживания – обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, юридических и физических лиц.

Основное назначение товарного знака – индивидуализировать товар определенного производителя. И для потребителя, и для производителя очень важно, чтобы название товара хорошо запоминалось и позволяло отличить товар одного производителя от аналогичного товара другого производителя.

Необходимо подчеркнуть, что для производителя, разработавшего БАД и выпускающего ее на рынок, очень важно позаботиться о правовой охране обозначения, которое будет использоваться как название БАД или как этикетка, упаковка товара, для чего необходима регистрация в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС). Если товарный знак не будет во время зарегистрирован, то этим может воспользоваться недобросовестный конкурент и зарегистрировать товарный знак, который уже используется производителем, на свое имя (на имя своей фирмы). Закон “О товарных знаках…” не содержит ограничений для лиц, подающих заявления на регистрацию товарного знака, поэтому товарный знак может быть зарегистрирован на имя любого лица, в том числе не имеющего отношения к разработке, производству или продаже товара. Владелец товарного знака имеет исключительное право на зарегистрированный товарный знак и может потребовать от лица, использующего принадлежащий ему товарный знак, возмещения причиненных убытков или выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 1 тысячи до 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Что же нужно для регистрации БАД в качестве товарного знака? Необходимые действия изложены в упоминаемом выше Законе ТЗ и более подробно – в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака, зарегистрированных в Минюсте РФ 25.03.2003.

Теперь о нюансах.

Товарный знак может быть зарегистрирован как словесное обозначение (название), например, ПРОЛИПИД, АКТИВИН, или как этикетка, например, комбинированный товарный знак со словесным элементом “ЙОД-АКТИВ” (свидетельство №284706), или как упаковка (объёмный товарный знак).

Прежде всего, о названии БАД. Основные принципы заключаются в следующем:

- название не должно быть слишком длинным и трудным;

- оно не должно быть сходным с названием других биологически активных добавок или лекарственных средств.

Важно обратить внимание на то, что обозначение, подаваемое на регистрацию товарного знака, не должно состоять только из элементов, вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида; являющихся общепринятыми символами и терминами; характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также время, место, способ производства или сбыта. Кроме того, они не должны вводить потребителя в заблуждение относительно товара или его производителя; не должны противоречить общественным интересам, принципам гуманности и морали (статья 6 Закона ТЗ).

Рассмотрим пример. Такое обозначение, как “Биологически активная добавка для предотвращения развития атеросклероза “Антисклерозан”, никуда не годится. Во-первых, оно состоит из набора слов (биологически активная добавка для предотвращения развития атеросклероза), которые указывают на вид и назначение товара, и все равно будут дискламированы (т.е. им не будет предоставлена правовая охрана), во-вторых, потому что оно чересчур длинное и плохо запоминается, и, наконец, в-третьих, потому что Вы удивитесь, как много встречается похожих названий, типа “Антисклерин”, “Антисклеротин”. Итог - Ваше детище легко затеряется в общей массе.

Очень важно определить классы Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), в отношении которых предполагается регистрация товарного знака. Следует признать, что каким-либо законом не предусмотрены ограничения по использованию названия БАД по отношению к другим товарам (лекарственным средствам, пищевым продуктам или напиткам, косметическим товарам), как это сделано, например, в отношении лекарственных средств. Так, в Законе “О лекарственных средствах” указано, что различные лекарственные средства не могут носить одно и то же наименование. Законом “О качестве и безопасности пищевых продуктов” не допускается регистрация под одним наименованием нескольких видов пищевых продуктов, материалов и изделий.

Практика регистраций товарных знаков для БАД, к сожалению, показывает, что БАДы регистрируются не только в отношении пищевых добавок, каковыми они являются, но и для различных товаров 05 класса МКТУ и даже для товаров 29, 30, 31 классов МКТУ, куда входят продукты питания (мясо, рыба, чай, кофе, хлебобулочные изделия и т.д.). Следует признать, что регистрация одного и того же товарного знака в отношении БАД и пищевых продуктов и напитков может ввести потребителя в заблуждение.

Легко представить себе несчастную пухленькую девушку, которая старательно ест БАД от ожирения. Увидев булочку с таким же товарным знаком, как на знакомой ей коробочке с таблетками, она логично рассудит, что раз уж там добавка (ведь знаки одинаковы), то можно съесть не одну (как обычно), а сразу 2 или 3 аппетитные плюшки. Разочарование бедняжки не будет знать границ.

Еще пример. ЙОД-АКТИВ – это биологически активная добавка к пище, зарегистрированная Минздравом РФ как название БАД - “природного капилляропротектора и антиоксиданта”. Потребитель, зная ЙОД-АКТИВ именно как БАД с определенными свойствами, вполне может подумать, что, если на пищевых продуктах (этикетках, упаковках), в отношении которых зарегистрирован товарный знак ЙОД-АКТИВ, например, кофе, чай, мука, мед и других, указано это слово, следовательно, эти продукты содержат нужную ему биологически активную добавку. Однако владелец товарного знака вовсе не обязан вводить БАД в продукты.

Впрочем, в данном случае потребитель оказывается еще не в самом печальном положении. Хотя его и вводят в заблуждение, поскольку он не получает того эффекта, на который рассчитывал. Гораздо опаснее ситуация, когда один и тот же товарный знак регистрируется одновременно для БАД и биоцидов: гербицидов, фунгицидов и средств для уничтожения вредных животных. Разумеется, БАДы и упомянутые биоциды обычно продаются в разных магазинах и покупаются для разных целей, но дома они легко оказываются в одном шкафчике, и перепутать две упаковки с одинаковыми названиями, но разным назначением может любой.

Поэтому в зависимости от целей и планов производителя БАД –будущего владельца товарного знака следует четко определять необходимый перечень товаров, в отношении которых предполагается регистрация товарного знака для БАД.

Тем более, что зарегистрированный товарный знак может быть оспорен как по абсолютным основаниям, в частности, потому, что вводит потребителя в заблуждение, так и по иным основаниям, например, потому, что сходен до степени смешения в отношении однородных товаров с ранее зарегистрированным товарным знаком, принадлежащим другому лицу. Кроме того, правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно по причине его неиспользования как полностью, так и частично, т.е. в отношении конкретных товаров, указанных в перечне регистрации.

Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено путем подачи соответствующего возражения в Палату по патентным спорам в соответствии со статьей 28 Закона “О товарных знаках…”. При этом следует иметь в виду, что возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку может быть подано в течение всего срока действия правовой охраны при условии, что она была предоставлена с нарушением требований, установленных упоминаемой выше статьей 6 и пунктом 3 статьи 7 Закона ТЗ, или в течении пяти лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене, если правовая охрана была предоставлена с нарушением требований пунктов 1 и 2 статьи 7 Закона ТЗ (если оспариваемый товарный знак сходен до степени смешения в отношении однородных товаров с ранее зарегистрированным товарным знаком).

При несогласии с решением Палаты по патентным спорам лицо, подавшее возражение, или правообладатель товарного знака могут обратиться в суд. Споры, связанные с применением Закона ТЗ, рассматриваются судами в соответствии с их компетенцией. Так, в суде могут быть рассмотрены споры, в частности, о нарушении исключительного права на товарный знак; о заключении и об исполнении лицензионного договора и договора о передаче исключительного права на товарный знак.

Подводя итоги, отметим, что при решении проблем, касающихся регистрации товарных знаков, используемых для маркировки биологически активных добавок, их правовой охраны и обращения в гражданском обороте, важна как забота о потребителе и его здоровье, так и соблюдение интересов владельца товарного знака.