СКАЧАТЬ (8.02 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №2(22) март, 2005

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Сибирь подает пример

В прошлом году главный государственный врач Г. Онищенко в известном письме призвал к консолидации усилий различных структур и ведомств в работе по контролю и надзору за оборотом БАД к пище. Сибирский федеральный округ стал первым и пока единственным регионом, отреагировавшим на призыв центра и оперативно создавшим Межведомственный координационно-экспертный совет по контролю за оборотом БАД к пище и СПП. Мы беседуем с директором Сибирского федерального центра оздоровительного питания, являющегося членом этого Совета, Новоселовым Яковом Борисовичем

Корр.: Инициатива на местах — дело, конечно, похвальное. Но понятно, что на пустом месте никакая инициатива ничего породить не в состоянии. Что явилось той благодатной почвой, которая позволила столь оперативно отреагировать на письмо Г.Онищенко и создать структуру, эффективно обеспечивающую контроль за оборотом БАД?

Я. Н.: Мы оказались первыми просто потому, что у нас большой опыт работы. Дело в том, что именно в Сибирском федеральном округе был создан первый в стране федеральный центр оздоровительного питания. Это произошло в 2001 году. Помимо прочего, в нашу компетенцию входило проведение экспертиз в области оборота БАД И СПП. Это была важная, нужная работа, но она не давала необходимого конечного результата, то есть устранения выявленных нарушений. Для этого было нужно на уровне федерального округа создавать жизнеспособную действующую мультикомпонентную структуру, которая бы на основании этой экспертной оценки осуществляла надзорные мероприятия.

Корр.: Действительно ли на рынке БАД сложилась такая ситуация, что потребовалось создание мощного контрольного и надзорного органа? Насколько назрела необходимость в подобной инстанции?

Я. Н.: Конечно, назрела. Около 85% всех биодобавок и СПП, которые уже находятся на рынке, не соответствуют правилам оборота. Наблюдается огромное количество нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, налогового законодательства, антимонопольных требований. Причем нарушения имеются на всех этапах, начиная от этапа разработки, когда продукция не соответствует критериям достоверности, и этапа производства и заканчивая этапом реализации и рекламного сопровождения. Безусловно, такая ситуация требовала принятия серьезных мер. Для этого и был создан Совет — чтобы обмениваться информацией и оперативно регулировать все направления деятельности рынка БАД и СПП. Инициаторами его создания выступили Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, Новосибирская государственная медицинская академия и Сибирский федеральный центр оздоровительного питания. В состав межведомственного совета вошли также федеральная антимонопольная служба, отслеживающая рекламу, УВД, Сибирское отделение медицинских наук, поскольку в области медразработок тоже не все благополучно, федеральная служба по конторолю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Основные задачи Совета — формирование и разработка программ оздоровительного питания, выявление предприятий, осуществляющих реализацию БАД по прямым продажам, в том числе сетевой маркетинг, и несоответствующих требованиям законодательства, подготовка начальникам управлений охраны здоровья предложений по пресечению незаконного оборота, проведение комплексных рейдовых проверок за качеством и безопасностью, организация и проведение совещаний и семинаров для производителей и распространителей, приведение в соответствие с нормативно-правовой базой программ гигиенического обучения как для производителей, так и для представителей розничной сети, работа со СМИ и информирование населения, лабораторный контроль, мероприятия по пресечению рекламы, не соответствующей требованиям.

Корр.: Каков механизм работы Совета?

Я. Н.: Сибирский федеральный центр оздоровительного питания как аккредитованная в системе Росстандарта экспертная независимая организация осуществляет экспертизу всех направлений оборота БАД и СПП. Проводится оценка продуктов (БАД), которые находятся на рынке, начиная от этикетки, состава и заканчивая рекламным сопровождением в СМИ, буклетах, брошюрах и т.д ; проводится оценка деятельности точек розничной торговли на предмет соответствия их нормативам. На основе лабораторной, клинической, документальной, информационно-методической, экспертно-аналитической и других видов характеристик формируется единое экспертное заключение по конкретному продукту или организации. Дальше это заключение подается на межведомственный совет, который собирается не реже чем раз в три месяца, по необходимости чаще, и та служба, в чью компетенцию входит устранение этого нарушения, берет эту информацию и идет осуществлять надзорную функцию — приостановление деятельности, изъятие из оборота и другие меры. Так, например, в Новосибирской области недавно была приостановлена деятельность компании ТЯНЬ-ШИ. Но необязательно доводить ситуацию до этого. Во-первых, производители, распространители могут заблаговременно обратиться в центр, чтобы мы произвели экспертную оценку и дали рекомендации о том, как скорректировать продукцию или методы работы, чтобы они соответствовали нормативам. И тогда, если нарушения устраняются, то и взыскивать нечего. С другой стороны, когда нарушения выявляются в результате наших проверок, то и в этих случаях нарушитель заблаговременно предупреждается, до вынесения экспертного заключения на Совет, и если он устраняет недостатки до решения Совета, то тем самым устраняется повод для надзорных действий. Наша задача — не бороться с БАД, а наоборот, способствовать развитию этой важнейшей отрасли, не позволяя дискредитировать ее, поддерживать добросовестных производителей и распространителей. Как сказал профессор А.В.Васильев, ученый секретарь Научного совета по медицинским проблемам питания РАМН и МЗСР РФ, законы не изменились и не ужесточились, но сейчас их нужно выполнять. Ведь контроль и надзор — это не самоцель. Это лишь инструменты, которые должны позволить полноценно реализовать концепцию государственной политики по оптимизации питания населения, которая подразумевает разработку систем оздоровительного питания с учетом использования биологически активных добавок. Естественно, что до тех пор пока не будет производиться должным образом обоснованная, эффективная и качественная продукция, пока она не будет правильно реализовываться, до тех пор успеха не будет. Наша главная задача, конечная цель нашей деятельности — внедрение систем оздоровительного питания и введение в рацион необходимых веществ — БАДов — в первую очередь, в организованных структурах — ЛПУ, школьных и дошкольных учреждениях. Самостоятельно они не имеют права использовать на свое усмотрение какие-либо биодобавки, находящиеся на рынке, потому что реклама производителя и распространителя не является обоснованием для централизованного введения биодобавок. Наш центр и был создан с этой целью — чтобы заниматься разработкой систем питания для определенных категорий населения, в том числе с использованием биодобавок и СПП, утверждением их на федеральном уровне и внедрением их в организованные структуры — обоснованное, эффективное, нерекламное. А контроль и надзор — задачи Совета. По закону, за эффективность и за качество государство не отвечает, оно гарантирует только безопасность биодобавок. Право потребителя — поверить в рекламу и приобрести что-либо. Но организованные структуры — ЛПУ, санатории, школы — в рекламу верить не могут. Чтобы они могли вводить БАД и СПП, должно быть обоснование их эффективности. Введение БАДов в лечебный процесс на основании рекламы производителя — преступление. Единственным обоснованием являются единые федеральные утвержденные методики. Врач не имеет право продавать на рабочем месте БАДы и имеет право рекомендовать больному в своей лечебной практике, когда он находится на рабочем месте, только то, что обосновано в рамках государственных методик. Вне работы в свое личное время он может говорить все, что он считает нужным.

Корр.: Если уж мы коснулись такой темы, как реализация БАД через поликлиники, то возникает вопрос о реализации их через сетевой маркетинг? Допустимо ли это?

Я. Н.: Сетевой маркетинг — это официально существующая и эффективно работающая структура на рынке. Другой вопрос, что в сетевом маркетинге, как и в любом другом виде торговли, существуют нарушения. Не все сетевики нарушают нормативы, но те, кто нарушают правила оборота БАД, должны устранить нарушения. Если у них все в порядке — пусть работают, кто им мешает? Единственный момент: те, кто берет на себя ответственность рекомендовать добавки, должы пройти обучение по специальным программам аттестации, причем государственного стандарта, а не какие-то внутри компании организованные курсы и семинары, где говорится неизвестно что и неизвестно по каким программам.

Корр.: Совет создан совсем недавно, о каких-то результатах уже можно говорить?

Я. Н.: Да, Совет создан 15 января этого года. В течение месяца мы проверили 44 биодобавки непосредственно и 12 торгующих организаций. Разумеется, проверенная один раз организация или добавка обязательно будет подвергаться повторным экспертизам. Мониторинг, осуществляемый нашим центром, — это непрерывная циркулярная деятельность. Ведь тот, кто устранил нарушения, может снова начать нарушать нормативы. О результатах наших экспертиз мы регулярно оповещаем население через средства массовой информации — не реже трех раз в месяц выступаем на телевидении, передаем материал в газеты, журналы, на радио. Проводим образовательные курсы для населения, для сетевых компаний, которые хотят соответствовать необходимым требованиям. Если производитель хочет, мы оцениваем преимущество качества его продукции, неся ответственность за эту оценку. Это заявляется в форме специального знака, который мы даем право производителю наклеивать на упаковку, если его каждая партия по эффективности и качеству соответствует. Таким образом, у населения появляется возможность руководствоваться не рекламой, а экспертной оценкой наших специалистов. В результате в выигрыше должен оказаться потребитель, который имеет право на достоверную информацию и на качественный продукт, и, конечно, добросовестный производитель, потому что он несет больше затрат, чем тот, кто просто себя рекламирует, не соблюдая нормативов.

Виктория Логунова