СКАЧАТЬ (16.4 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №1(21) январь/февраль, 2005

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Качество, эффективность и безопасность. Право на информированность

Сибирский федеральный центр оздоровительного питания

Горбачева Надежда Юрьевна

Для современного общества крайне важным стал термин “биобезопасность”. К сожалению, в настоящее время, несмотря на активный научный, технологический прогресс, растет заболеваемость, снижается качество здоровья и, с этой точки зрения, жизнь человека, как биологического объекта становится все более и более опасной.

С одной стороны, большой вклад в современное состояние здоровья вносят опасность биотерроризма, неблагоприятные экологические факторы, рост числа открытых возбудителей инфекционных заболеваний, несовершенство и высокая стоимость ранней и качественной диагностики. Данному направлению уделяется достаточно большое внимание, в плане лечения возникающих заболеваний. Например, глубокий аналитический доклад по использованию мирового Российского опыта в направлении постановки целей в области биобезопасности, был представлен на XXIII сессии СО РАМН, посвященной 60-летию РАМН.

Известно, что существует два варианта решения данной проблемы: 1. устранение неблагоприятно действующих на человека факторов (экологических, биологических, физических и др.). 2. повышение приспособительных процессов к действию неблагоприятных для человека факторов. Безусловно, первый путь необходимо развивать, но, вероятно, это путь, результаты развития которого человечество почувствует в будущем. В настоящее время крайне сложно представить себе практическое устранение всех действующих на человека вредных факторов. Тем более, что огромное количество физических факторов, микроорганизмов, химических веществ являются условно патогенными и их действие зависит от первоначального состояния организма. Так, например, холод может являться положительным фактором, способствующим активизации организма, но для ослабленного человека он способен стать причиной заболевания.

В то же время, несмотря на постоянный активный синтез лекарственных препаратов, методов терапии, призванных устранить возбудителя заболевания, либо отдельно взятую болезнь, заболеваемость в мире непрерывно растет.

Таким образом, сегодня одним из важнейших направлений биобезопасности, как элемента национальной стратегии России, является восстановление собственных ресурсов организма, позволяющих ему самостоятельно справиться с действием неблагоприятных факторов и не допустить развития необратимых нарушений.

Именно “восстановление”, поскольку, согласно статистике, неполноценность регуляторных, приспособительных систем организма и является одним из основных факторов постоянного роста заболеваемости, независящего от качества медицинского обслуживания. Например, известно, что 82% жителей Земли страдают иммунодефицитом. Естественно, что на таком фоне обязательно будет наблюдаться рост инфекционных заболеваний, несмотря на разработку новейших антибактериальных, противовирусных препаратов.

Важнейшим фактором нарушения защитных сил организма является неполноценность питания, вследствие чего, он недополучает жизненно необходимые вещества, без которых не способна исполнить свою функцию ни одна система организма, ни один обменный процесс.

Неполноценность питания, не позволяющая человеку получить суточную дозу жизненно необходимых веществ, является прямым следствием технологического прогресса. К сожалению, в настоящее время принципиально невозможно обеспечить организм всем необходимым только с помощью продуктов питания, в первую очередь, микронутриентов – веществ, которые необходимы организму в минимальных количествах, но без которых он не может выполнять свои функции.

Ликвидации дефицита микронутриентов – это проблема захватывающая все общество, невзирая на уровень дохода, возраст, время года. Эта проблема касается не только России, но и всех развитых стран мира (США, страны Европы), потому что это объективная реальность, связанная с благами, которые мы получили с цивилизацией и социальным прогрессом. За это мы сейчас и расплачиваемся тем, что за последние 30 лет энерготраты были снижены примерно на треть. Сейчас у женщин это1900 - 2000 килокалорий, у мужчин 2300 килокалорий против среднего 2850. Также изменилась структура энерготрат, на первое место мы поставили, теперь, лично каждый сам себя, потому что тратим только на обеспечение основного обмена около 60%, иногда больше, суточных энерготрат, и только 30% - это работа, связанная с движением на работе и в быту. И при вот таких тратах, а это характеристика всех развитых стран, естественно мы вошли в конфронтацию с природой. Примерно, по расчетам, природа заложила в нас энерготраты на уровне 3000 килокалорий, вот при таких энерготратах мы находимся в гармонии с природой и обычные продукты, которые мы любим, обеспечивают нас не только энергией, пластическим материалом, но и всеми биологически активными компонентами (витамины, микронутриенты), которые покрывают наши физиологические потребности. Если энерготраты 2000 килокалорий, то рассчитать рацион из обычных продуктов, которые бы обеспечивали потребность в микронутриентах невозможно, все равно существует дефицит в 15-20%. Добавьте технологии пищевой промышленности, разрушающие и убирающие эти микронутриенты и мы получим эти страшные цифры дефицита, которые в рамках эпидемиологических исследований по всей стране составляют порядка 50-60% по отдельным витаминам, микроэлементам и другим веществам. Отсюда снижение устойчивости и та структура заболеваний, которую мы имеем.

В результате всесторонней оценки питания в различных регионах мира и оценки тенденций в питании человека в процессе его эволюции показано (В.И, Покровский, 2002), что в современном обществе происходит выраженное недополучение организмом так называемых минорных, биологически активных компонентов пищи (биофлавоноидов, фитостеронов, изотиоцианатов, кадмия, германия, лития, хрома, ванадия, никеля, селена, кальция, цинка, меди и др.).

В настоящее время на основе доказательной медицины, принятой Всемирно организацией здравоохранения (ВОЗ), выведен целый ряд алиментарно-зависимых заболеваний, риск развития которых усиливается при каких-либо нарушениях поступления микронутриентов, или, наоборот, может быть снижен за счет воздействия пищевого фактора. Это вся группа сердечно-сосудистых заболеваний, начиная от базы атеросклероза, это остеопороз, сахарный диабет второго типа, ожирение, некоторые онкологические заболевания, напрямую связанные со структурой питания. Поэтому и ВОЗ уже начиная с 1998г. активно подходит к проблеме питания и здоровья, втягивая все возможные средства, и политически влияя на правительства стран заниматься именно этой проблемой. Потому что эффективность этих мероприятий несоизмерима с успехами, например, в той же сердечно-сосудистой хирургии, сердечно-сосудистой кардиологии и т. д., за счет того, что эффект от коррекции питания, связан с такими широкомасштабными мероприятиями, как первичная профилактика заболеваний с помощью БАД к пище и специализированных продуктов питания. А по уровню затрат он, конечно, минимален.

При этом, существующая диллема – уменьшение потребления пищи вследствие снижения энергозатрат современного человека или получения всего необходимого набора нутриентов (включая минорные) – может быть разрешена с помощью разработки рекомендаций по рациональному сочетанию в диететике здоровых и больных людей традиционных продуктов с различными биологически активными добавками, способными восполнить дефицит микронутриентов (Е.И. Ткаченко, 2004).

Соответственно, исходя из современного, принципиально иного пищевого статуса населения, как одного из основополагающих биологических актов, формирующего не только качество здоровья, но и особенности структуры заболеваемости, динамики течения заболеваний, обозначились реалии перехода от терапии лекарствами к терапии питанием, в том числе, функциональным за счет микронутриентной компоненты, в том числе, за счет БАД к пище, специализированных продуктов питания (СПП) (В.А. Тутельян, 2002).

Вот это - первый блок вопросов, который мы должны рассмотреть: влияние на структуру питания. Как мы можем влиять? Конечно, мы можем влиять через систему государственной власти: воздействие на пищевую промышленность, давая определенные разработки и рекомендации – это одно направление. Ну а самое главное, самое эффективное направление – это образование населения, образовательные программы, специальное образование врачей в этой области, потому что каждый врач должен это знать, и знать на хорошем современном уровне.

Второй блок касается вопросов безопасности пищи:

Современный рынок пищевой продукции стремительно развивается, стремясь обеспечить увеличивающееся население Земли и его растущие потребности. Высокие темпы количественного развития поддерживаются ростом технологического потенциала. Скорость повышения количества и вариантов продуктов питания, в том числе, специализированного, безусловно, требует как адекватного контроля их безопасности, так и развития системы их оценки – критериев качества, эффективности, правил оборота и т.д.

Существующая до последнего времени система контролирующих органов и мероприятий, охватывает все области и этапы разработки, производства и оборота продукции, в том числе, продуктов питания на Российском рынке. Однако, принимая во внимание лавинообразный рост объема рынка, в настоящее время объективно сформировалась необходимость выбора: оставить прежнюю систему и непрерывно увеличивать количество контролирующих мероприятий во всех областях производства и оборота продуктов питания или изменить систему мониторинга. Второй вариант достаточно давно используется на западе и направлен на формирование системы взаимодействия законодательной, исполнительной власти, общества и бизнеса. Правительство РФ приняло данный вариант развития. Тем более, что без перехода на новую систему контроля и экспертизы невозможно соответствие критериям полноправного участника Всемирной торговой организации (ВТО). Переход на новую систему отношения контроля и экспертизы различных отраслей, в том числе и продуктов питания, осуществляется в рамках Закона “О техническом регулировании” ФЗ № 184 от 27. 12 2002г.

Одним из основных приоритетов новой системы является разграничение контроля производства, оборота продуктов питания, в том числе, БАД к пище, специализированных продуктов питания (СПП) и экспертизы. Контроль, то есть обеспечение безопасности для потребителя продуктов питания является обязательным для каждого производителя или торгующей организации и остается за государственными учреждениями.

Вопросы безопасности пищи - это проблема государственная, которая находится под строжайшим и серьезным контролем, несмотря на все наши сложности. Блестящая работа организована ЦГСЭН: не наблюдается серьезных вспышек пищевых токсикоинфекций, серьезных отравлений, все стабилизировано и находится под достаточно жестким контролем. Но Закон о техническом регулировании делает нашу жизнь более трудной в этом плане, потому что по логике все правильно, но в нашей стране у нас свои особенности, которые могут привести к большим трудностям. За более высокие стандарты качества и эффективность отвечает производитель. Однако, существует проблема права выбора продукции потребителем: либо на основе рекламы производителя, или продавца (заинтересованного лица), либо знания, что за какой-либо продукт – его преимущественное качество, эффективность несет ответственность организация, на которую возложена координация мониторинга и подтверждения данных показателей, независимый, компетентный орган, аккредитованный в области добровольной сертификации.

Таким образом, за декларируемые более высокие критерии качества и эффективности, заявляемые в рекламе - предприятие-производитель или распространитель пищевой продукции, БАД к пище или СПП сегодня самостоятельно несет ответственность перед самим собой и потребителем. Однако, потребитель, безусловно, должен иметь право на осознанный выбор наиболее качественного и полезного продукта, опираясь не только на рекламные заявления, порой дискредитирующие не только данную продукцию, но и всю систему оздоровительного питания.

Данное направление является областью не только контроля, но и экспертизы, которая в соответствии с законом должна осуществляться общественно-государственными учреждениями. То есть подтверждение критериев более высокого качества продукции и/или эффективности БАД к пище и СПП должно осуществляться производителем, или продавцом только на добровольной основе с помощью общественно-государственных структур, которые имеют право нести ответственность за результаты оценки качества и свойств продукта и/или БАД к пище.

Важным аспектом является обязательное для аккредитации подобных организаций наличие возможности объективно и достоверно оценивать эффективность, качество и необходимость использования тех или иных методов и средств для коррекции здоровья различных категорий населения, согласно правилам достоверности и доказательности. Данный этап достаточно актуален, поскольку, согласно данным мониторинга, в подавляющем большинстве случаев “исследования” производителя и распространителя носят рекламный недоказательный характер, а практикующему врачу, тем более потребителю не всегда известны критерии научной и клинической оценки достоверности и эффективности.

Таким образом, сегодня создана система осознанного выбора потребителем продукции либо на основании рекламы, либо на основании ответственности организаций, на которых возложена функция координации независимой экспертной оценки преимущественного качества и эффективности.

Соответственно, благодаря сложившейся системе производитель получает возможность создать у потребителя приоритет собственной продукции, которая идет на рынке под знаком ответственной за преимущественное качество и подтвержденную эффективность организации. Безусловно, для такой продукции существует система постоянного подтверждения преимущественного качества и эффективности.

Подобные учреждения должны осуществлять координацию деятельности уже существующих научных, клинических, лабораторных, потребительских организаций в регионе.

В соответствии с протоколом №5 от 18.09.2003 Правительственной комиссии по охране здоровья населения России, Решением от 18.06.2004 Научного совета по медицинским проблемам питания МЗ РФ, РАМН координация мониторинга, оценки преимущественного качества и эффективности продукции возложена на Федеральные центры оздоровительного питания. В Сибирском федеральном округе данной организацией является Сибирский федеральный центр оздоровительного питания (СфЦОП). СфЦОП создан согласованным решением ГУ НИИ питания РАМН, СО РАМН и НГМА и в области мониторинга, образования активно сотрудничает с ФГУ ЦГСЭН в Новосибирской области, ФГУ (Новосибирский) ЦСМ.

Однако, помимо преимущественного качества продуктов питания, на рынке существует серьезная проблема системы использования и оборота БАД к пище и СПП. Но если потребитель вправе, поверив рекламе, приобрести и использовать БАД к пище в аптеке, или другом специализированном отделе розничной торговли, то для ЛПУ, предприятий недостаточно гарантий безопасности, которые дает государство при государственной регистрации данной продукции. Для централизованного введения в лечебный процесс ЛПУ, питание для профилактики профессиональной патологии, повышения качества здоровья в коллективе необходимо обоснование целесообразности и эффективности используемых методов и средств для конкретного состояния здоровья, контингента населения и др.. Естественно, что рекламные заявления производителя, распространителя, в том числе, в СМИ не могут являться обоснованием централизованного введения БАД к пище, в том числе, рекомендательного характера в ЛПУ.

Тем более, что в настоящее время на территории России официально зарегистрировано 4.575 только БАД к пище, не говоря о СПП и данный факт, конечно, сопровождается огромным количеством рекламы. Согласно данным совместного мониторинга, более 80% которой, не просто не подтверждена никакими достоверными исследованиями, но часто напрямую нарушает закон “О рекламе”, закон “О защите прав потребителей” и др.

Безусловно, недопустимо централизованное использование в организованных коллективах средств и методов профилактики заболеваний и коррекции здоровья, также БАД к пище, не отвечающих нормативным требованиям (С.В. Веревкин-Рахальский, Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, письмо №1/5333 от 17.08.2004), в том числе, в области обоснования эффективности (на основании необоснованной рекламы производителя, распространителя, необоснованных назначений врача и т.д.).

Использование на предприятии каких-либо методов или средств оздоровительного питания допускается при наличии обоснования их выбора и применения, а также в соответствии с правилами социального обеспечения коллектива, в том числе, при замене молока на другие более эффективные методы и средства (Постановление Правительства РФ №849 от 29.11.02), либо, для ЛПУ приказа МЗРФ №.330, от 05.08.2003, для школьных, дошкольных учреждений, приказа МЗ РФ №139 и т.д.

В данном направлении действует достаточно эффективная система регулирования.

Согласно сформированной системе, на основе независимых исследований и экспертизы из методов и средств оздоровительного питания, прошедших оценку эффективности при том или ином состоянии, формируются федеральные методические указания, ответственность за которые несет уже не производитель или распространитель, а независимая организация.

Координация формирования и внедрения утвержденных методических указаний в области оздоровительного (лечебного) питания также осуществляется Федеральными центрами оздоровительного питания.

Создание системы федеральных Центров оздоровительного питания является одним из механизмов реализации Распоряжения Правительства РФ от 22.12.2003 №1891-р “О реализации второго этапа концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ” одним из основных приоритетов которого, является реабилитация здоровья и профилактика заболеваний в организованных коллективах (в том числе, промышленных предприятий) с помощью пищевых продуктов и лечебно-оздоровительного питания.

Так, например, в Сибирском федеральном округе, первом из всех, были разработаны и утверждены методические указания, на базе которых формируются методические указания для отдельных предприятий, с учетом их специфики. Данные региональные методические указания, разработаны с участием СО РАМН, Сибирского федерального центра оздоровительного питания и утвержденные в соответствующем порядке ФГУ ЦГСЭН в НСО, МЗСР РФ, НГМА.

Использование БАД к пище, СПП в лечебном процессе ЛПУ может носить исключительно рекомендательный характер, наряду с диетотерапией, рекомендациями в области сбалансированного питания, соответствующих установленным показаниям, в зависимости от нозологических форм.

Данные рекомендации, в том числе, в отношении диетотерапии и БАД к пище, не относятся к патогенетической терапии, соответственно, в рекомендациях по их использованию руководитель ЛПУ имеет право руководствоваться приказом МЗ РФ №330 от 05.08.2003. Введение обоснованных методов оздоровительного питания в лечебный процесс ЛПУ позволяет увеличить эффективность коррекции здоровья при различных состояниях.

Использование утвержденных методов и средств оздоровительного питания на предприятиях с целью профилактики профессиональной патологии не только возможно (законодательная база описана выше), но и позволяет, помимо повышения эффективности профилактических мероприятий снизить расходы предприятия в данной области в 3-5 раз (!).

В рамках формирования федеральных методических указаний, важным аспектом является комплексная научная, клиническая оценка представленных в них средств, целесообразности и эффективности их использования для профилактики профпатологии, реабилитации здоровья в организованных коллективах, включения в лечебный процесс ЛПУ и др. Соответственно, облегчается задача практическим врачам, населению, поскольку им не приходится рассматривать первичные материалы исследований производителя или распространителя, большинство из которых, зачастую не соответствуют критериям достоверности и объективности. Таким образом, до стадии утверждения федеральных методик оздоровительного питания на базе Центров, их учредителей проводится комплексная оценка проведенных производителями, распространителями исследований, при необходимости дополнительные научные исследования и оценка. Соответственно, в утвержденные федеральные методики не могут попасть средства с неподтвержденными свойствами и эффективностью, либо несоответствующие требованиям к обороту и производству, отделяющиеся еще на стадии экспертизы и дополнительной оценки.

Кроме реализации, таким образом, права потребителя на достоверную информацию, данная система позволяет организациям, промышленным предприятиям, ЛПУ централизованно и на законных основаниях использовать БАД к пище, СПП в соответствии с приказом МЗ РФ №330, 139 и др. В соответствии с нормативными документами промышленными предприятиями, ЛПУ, школьными организациями допускается и поддерживается централизованное использование БАД к пище и СПП в организованных коллективах. Однако, согласно установленному порядку в организованных коллективах допускается использование обоснованных методов и средств. Таким образом, устраняется возможность централизованного введения неэффективных средств и методов, тем более, что практикующему врачу, руководителю предприятия сложно оценить достоверность исследований, предоставляемых производителем научных материалов. Для данных целей необходимо, как минимум, владеть установленными нормативами и требованиями экспертной оценки в области эффективности пищевых продуктов, БАД к пище и т.д.

Соответственно, утвержденные совместно с федеральными Центрами оздоровительного питания методы и средства оздоровительного питания не только позволяют их централизованное использование в организованных коллективах, но и является подтверждением ответственности федерального центра оздоровительного питания и всех учреждений, образующих его за оценку преимущественного качества и установленной эффективности для различных категорий населения.

С другой стороны, вопросы контроля и экспертизы тесно связаны. Например, несоответствие рекламы БАД к пище и СПП их реальным свойствам в СМИ (газетах, журналах, телевидении, радио и т.д.), в научных и популярных изданиях, наблюдаемое, в соответствии с совместным мониторингом ФЦГСЭН и Сибирским федеральным центром оздоровительного питания, более чем в 80% случаев. Позиционирование БАД к пище и СПП в качестве лекарственных препаратов может и, к сожалению, провоцирует беззащитного потребителя не дополнять, а заменять ими медикаментозную терапию в острый период заболевания, что наносит огромный вред здоровью. В целом, согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, правилам экспертизы, регистрации и оборота БАД к пище, заявления о “лечебных” свойствах БАД к пище, “лечении” с их помощью каких-либо заболеваний соответствует статье №159 УК РФ “Мошенничество” (Г.Я. Шпектров, 2004) Кроме того, недостоверная и недобросовестная реклама дискредитирует важное направление коррекции питания и состояния здоровья с помощью БАД к пище и СПП. Это вопрос безопасности или эффективности? Безусловно, и того и другого.

В настоящее время, в соответствии с соглашениями между ЦГСЭН и Центрами оздоровительного питания осуществляется совместный мониторинг оборота БАД к пище и специализированных продуктов питания на рынке, целью которого является предотвращение и устранение нарушений правил производства и оборота БАД к пище и специализированных продуктов питания.

Важным шагом вперед явилось создание возможности полноценной подготовки в Сибирском федеральном округе документации для последующей государственной регистрации БАД к пище и СПП в Москве в установленном порядке, поскольку отдаленность региона не всегда позволяет в кратчайшие сроки и качественно обеспечить соответствие представляемых документов государственным требованиям для регистрации. Данная возможность появилась благодаря введению в состав головного испытательного центра пищевой продукции при ГУ НИИ питания РАМН проректора по учебно-воспитательной работе НГМА А.Р. Антонова, в качестве главного эксперта и директора СфЦОП Я.Б. Новоселова, в качестве эксперта.

В рамках формирования системы мониторинга и экспертизы, координации деятельности в области оздоровительного питания компетентных научных учреждений, ЦГСЭН, МЗСР РФ в Сибирском федеральном округе – впервые в России было организовано выездное заседание Научного совета по медицинским проблемам питания РАМН, МЗСР РФ, основной задачей которого было формирование консолидированного взаимодействия законодательной, исполнительной власти, научного, образовательного и производственного потенциала региона. Заседание прошло 18 июня 2004 года на базе НГМА, СО РАМН и Сибирского федерального центра оздоровительного питания.

Одним из решений Научного совета по медицинским проблемам питания РАМН, МЗСР РФ явилось положительная оценка и поручение СфЦОП дальнейшей координации деятельности ФГУ ЦГСЭН в Новосибирской области, НГМА СО РАМН научных и практических работ в области, регионального мониторинга и коррекции питания, минерального гомеостаза различных групп населения для СФО и других регионов России.

Благодаря созданным предпосылкам, в Новосибирске организованы периодические образовательные, научно-практические семинары в области производства, оборота и использования БАД к пище, ПСП, продуктов питания для организаций (промышленность, ЛПУ, производители и торгующие компании) с участием экспертов ГУ НИИ питания РАМН, ФГУ ЦГСЭН в Новосибирской области, НГМА.

По итогам расширенных семинаров с участием производителей и торгующих организаций (26.10. и 10.11.2004) сформированы предложения по консолидации экспертных организаций, производителей продуктов питания и торгующих организаций в области создания приоритетов наиболее качественных продуктов, их совместного продвижения на рынок и конструктивного взаимодействия с контролирующими организациями. Предложения направлены в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека.

Запланирован расширенный семинар на базе Новосибирской государственной медицинской академии с участием первого заместителя головного испытательного центра пищевой продукции при ГУ НИИ питания РАМН, ученого секретаря Научного совета по медицинским проблемам питания РАМН, МЗСР РФ, представителей Главного управления здравоохранения Новосибирской области, СО РАМН, НГМА, СфЦОП. Семинар состоится 17-18.12.2004 и будет посвящен внедрению единой системы мониторинга фактического питания и связанных с его нарушениями заболеваний, единой системе диагностики РАМН, методов коррекции в Сибирском федеральном округе. Также будут рассмотрены вопросы, актуальные для производителей продуктов питания, БАД к пище и торгующих организаций, относительно правил экспертизы, государственной регистрации продукции.

Важная роль отводится новым стандартам государственного санитарно-эпидемиологического нормирования в области рекомендуемых уровней потребления пищевых и биологически активных веществ, методические рекомендации которых разработаны и вступили в силу. К сожалению, далеко не все сотрудники здравоохранения ознакомлены и придерживаются данных требований, не говоря о производителях и торгующих организациях.

Закономерным итогом развивающейся консолидированной деятельности законодательной, исполнительной власти, ЛПУ, научных и образовательных учреждений становится активное внедрение утвержденных в соответствующем порядке методов оздоровительного питания в практику ЛПУ, промышленных предприятий, позволяющих не только повысить качество медицинских услуг и профилактики профессиональной патологии, но и снизить затраты на проведение профилактических мероприятий на производстве.

Тем не менее, открытым остается вопрос скорейшего развития региональных центров оздоровительного питания в регионах Сибирского федерального округа. В Сибирском федеральном округе аккредитован и успешно функционирует Кузбасский центр оздоровительного питания, Томск, Омск, Красноярск пока находятся на стадии аккредитации.

Создание региональных центров оздоровительного питания под единым методическим руководством СфЦОП, обозначено РАМН и МЗСР РФ в качестве приоритетного направления дальнейшего развития оздоровительного питания в СФО. Данная область деятельности имеет важное значение, поскольку работа СфЦОП и региональных центров осуществляется в тесном контакте с региональными органами исполнительной власти, представителями СО РАМН, государственными образовательными учреждениями, региональными ЦГСЭН в соответствии с основными целями и задачами научного совета по медицинским проблемам питания РАМН, МЗ РФ, с целью реализации распоряжения Правительства РФ №1889-Р от 22 декабря 2003 года “О реализации второго этапа концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 г.” и оптимизации питания здорового и больного человека.

В заключении, хотелось бы отметить, что в направлении организации, научного обоснования, производства, контроля и экспертизы оздоровительного питания Россия намного обогнала большинство развитых стран за счет объединенной концептуальной работы большинства отраслей.

Нужно заметить, что ВОЗ, который сейчас очень активно занимается этим направлением, начал заниматься им позже, где-то 1997-98г., когда у нас в России уже была сформирована и сформулирована и концепция, и органы, отвечающие и координирующие.

Тогда уже был создан Координационный комитет по реализации концепции Государственной политики в области здорового питания населения РФ, который возглавил В.И. Покровский. В 2001г. было принято решение о формировании и развитии Федеральных центров оздоровительного питания, первым из которых был создан Сибирский федеральный центр оздоровительного питания. Оперативно была сформулирована законодательная база, закон о качестве безопасности пищи, генноинженерной деятельности и некоторые другие законы. Потом эстафету подхватил ФЦГСЭН во главе с главным государственным санитарным врачом Онищенко Г.Г.. Благодаря их активным действиям в настоящее время был подготовлен и постановлением правительства, недавно утвержден Второй этап реализации Концепции Государственной политики в области здорового питания населения РФ.