СКАЧАТЬ (27.5 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" март/апрель, 2001

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Академик РАЕН А.Н. ОРЕХОВ

Научно-исследовательский институт атеросклероза Российской Академии естественных наук, Москва

АТЕРОСКЛЕРОЗ И БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ

Подходы к воздействию на атеросклероз могут быть существенно расширены за счет использования биологически активных добавок (БАД). В обзоре приводится классификация БАД, предложенная автором. Кратко излагается история появления БАД в России, современное состояние этого направления в здравоохранении и медицине и прогнозируются тенденции его развития.

ПОЧЕМУ БИОДОБАВКИ И АТЕРОСКЛЕРОЗ?

Биологически активные добавки (БАД), нашедшие широкое применение во всем мире, стремительно осваивают российский рынок парамедицинской продукции. В последнее время стали появляться серьезные данные, свидетельствующие об огромном потенциале использования БАД в различных областях медицины. Есть основания считать, что даже наиболее распространенные и опасные заболевания, такие как атеросклеротические заболевания, могут стать объектом воздействия БАД.

Еще совсем недавно казалось, что терапевтическое лечение атеросклероза невозможно, но данные об антиатеросклеротической эффективности липидснижающей терапии полностью изменили эти представления буквально за последние 3-4 года. Однако липидснижающая антиатеросклеротическая терапия применяется пока довольно узко - в основном для вторичной профилактики инфаркта миокарда.

Разработанные российскими исследователями подходы к прямому воздействию на атеросклеротическое поражение с использованием БАД на основе натуральных продуктов позволяют расширить возможности профилактики и лечения атеросклеротических заболеваний. Очевидные и огромные преимущества БАД по сравнению с лекарственными средствами – это их безвредность, отсутсвие привыкания, возможность использования для длительного (пожизненного) приема, что особенно важно в отношении атеросклероза, который с определенного момента развивается непрерывно, что, в свою очередь, предполагает весьма длительное постоянное воздействие.

Официальная медицина довольно настороженно относится к БАД, что объясняется недобросовестностью некоторых производителей и распространителей биодобавок, дискредитирующих как сами продукты, так и идею их использования в медицине, а также недостатком информации о БАД. С целью восполнения этого недостатка ниже приводятся основные сведения о БАД и о перспективах их использования в медицине.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

"Биологически активные добавки" - это термин, который используют для определения продуктов, которые по своим свойствам близки к лекарственным средствам, но таковыми формально не являются, поскольку условия регистрации БАД и лекарств существенно различаются, хотя некоторые БАД и лекарства могут ничем не отличаться. Нередки случаи, когда какая-нибудь фирма регистрирует свой продукт в одной стране как лекарство, а в другой - как БАД.

На официальном уровне применяется термин "биологически активные добавки к пище", который имеет существенные недостатки. Желая упростить длинное сочетание из четырех слов, БАД иногда называют "пищевыми добавками", что абсолютно недопустимо, поскольку этот термин существует для определения совсем другого типа продуктов, а именно: пищевых красителей, консервантов, вкусовых и ароматических добавок и т.п.

Много споров вызывает официальное представление о том, что БАД могут быть использованы только для профилактики тех или иных заболеваний, но не для их лечения. Аргументы против лечебных БАД кажутся весьма разумными: если средство обладает терапевтической эффективностью, его надо зарегистрировать как лекарство и распространять через аптечную сеть. Однако тот же атеросклероз, являющийся одной из основными проблемами здравоохранения, развивается годами и десятилетиями, поэтому как профилактика, так и лечение болезней, основой которых является атеросклероз, могут быть весьма длительными. Длительное применение возможно только в том случае, если средство не обладает отрицательными побочными эффектами и не может причинить существенного вреда. В этом смысле БАД идеально подходят для длительного приема, поскольку основное их свойство, на которое обращается внимание при регистрации - это безвредность. Если же БАД объективно способствует излечению, почему их терапевтические свойства надо игнорировать только на том основании, что они зарегистрированы не как лекарства?

КЛАССИФИКАЦИЯ

Классификация БАД не устоялась и часто меняется в зависимости от того, какие официальные структуры занимаются их регистрацией. Исходя из того, что объединяющими для всех БАД являются их лечебно-профилактические свойства и относительная простота при регистрации, целесообразным представляется деление БАД на витаминно-минеральные комплексы, парафармацевтики и нутрицевтики.

Витаминно-минеральные комплексы, служат для восполнения дефицита различных микрокомпонентов нашего рациона. Дефицит двух десятков наименований таких компонентов распространен повсеместно по всей территории России, от него страдает практически поголовно все население страны. Термин "биологически активные добавки к пище" больше всего подходит именно к витаминно-минеральным комплексам.

Парафармацевтики по своему внешнему виду и действию близки к лекарственным средствам - это таблетки, капсулы, настойки и пр. Обычно в своей основе парафармацевтики имеют природные вещества растительного происхождения, обладающие фармакологической активностью. Такие парафармацевтики по своим свойствам очень близки к лекарствам и их трудно назвать добавкой к пище.

Нутрицевтиками следует называть продукты питания, обогащенные полезными добавками, предназначенными для оптимизации рациона или/и оздоровления. Нутрицевтики могут оказаться весьма перспективным средством профилактики наиболее распространенных заболеваний. Употребляемые прежде всего для утоления голода или жажды, они оказывают двойное действие, параллельно снабжая организм жизненно важными компонентами. Психологически такие БАД легче воспринимаются теми, кто отказывается от таблеток, не считает себя больным, но готов потреблять "здоровую пищу".

РАСПРОСТРАНЕНИЕ В РОССИИ

Около десяти лет назад БАД стали уверенно осваивать российский рынок. К середине 90-х годов регистрация новых БАД уже шла бурными темпами, выплескивая на рынок все новые и новые виды парамедицинской продукции. В чем же причина такого бурного распространения БАД в России? Объяснений этому несколько.

Во-первых, либерализация российского рынка и массовое проникновение на него импортной продукции, столкнуло потребителя с новыми видами товаров. Среди относительно новых товаров оказались БАД, называемые за границей food supplements, healthy products, etc., широко известные в других странах и получившие там широчайшее распространение. Налаженная система сбыта БАД, апробированная в течение многих лет за рубежом, в том числе система многоуровневого маркетинга, быстро развернулась и у нас, приобретая зачастую агрессивные, почти пиратские формы.

Второй важнейшей причиной быстрого распространения БАД в России стало резкое подорожание лекарственных средств. Практически неконтролируемый поток импортных лекарственных средств быстро вымыл остатки отечественной продукции с прилавков аптек. Пусть качественные, но весьма дорогие для нашего потребителя импортные лекарства не могли обеспечить потребности населения. Относительно недорогие биологически активные добавки, рекламируемые как высокоэффективные средства от разнообразных болезней, естественно, привлекли внимание обнищавших людей.

Третьей причиной стремительного развития рынка БАД является общий низкий уровень бесплатной медицинской помощи вследствие недостаточного финансирования здравоохранения. Понятно, что квалифицированная медицинская помощь стоит дорого. Тем же, кто психологически не готов забыть, что когда-то забота о здоровье граждан была проблемой государства, остается искать альтернативные пути оздоровления, отличные от официальной медицины. В таких поисках многие находят БАД.

Четвертым очень важным фактором быстрого распространения БАД как в России, так и в других странах является уже упомянутая легкость регистрации новой продукции. Регистрация БАД занимает 2-3 месяца, производство не лицензируется, правила реализации такие же, как при реализации пищевой продукции, специальных ограничений на рекламу нет. В результате БАД можно встретить повсеместно, практически на каждом углу. Такая ситуация принципиально отличается от той, что существовала в условиях жесткого государственного регулирования, когда даже витамины, которые теперь мы уверенно относим к БАД, проходили почти такую же регистрацию, что и лекарства, производились на фармацевтических предприятиях и распространялись через аптечную сеть.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Означает ли столь быстрое распространение БАД, что российский рынок испытывает насыщение? Отнюдь нет! Если в России БАД принимает регулярно или эпизодически около 3% населения, то в США - 80%. Разница со странами Западной Европы по отдельным видам БАД составляет 25-40 раз! Это означает, что российский рынок БАД находится на зачаточной стадии своего формирования. Объективные условия будут способствовать продолжению его бурного роста. БАД и другие безрецептурные средства будут все больше и больше привлекать внимание российского потребителя.

Еще лет 10-15 назад такое понятие как "самолечение" относилось к числу табуированных. О вреде самолечения говорилось и писалось очень много. В сознании нашего человека укоренилось представление, что без рекомендации врача он ничего не может предпринять для сохранения или восстановления своего здоровья. Правильно ли это? Только отчасти, поскольку ни раньше, ни тем более сейчас каждый отдельный человек не может получить достаточного внимания со стороны медицинского работника, который регулярно подробно объяснял бы ему, что вредно, что полезно, как исправить те или иные проблемы с его здоровьем. Разумеется, человек должен заботиться о своем здоровье прежде всего сам, стремясь к идеальному варианту, когда просто нет необходимости обращаться к врачу. Тут без самолечения не обойтись, но самолечение обязательно должно быть грамотным.

Ряды предпочитающих самолечение всегда были довольно многочисленными. Негативное отношение к официальной медицине широко распространено не только у нас, но и в других странах. Достаточно сказать, что самые успешные из зарубежных программ по пропаганде здорового образа жизни, даже те, что проводились в течение десятилетий, никогда не превышали по эффективности 15-20%. Это говорит о том, что подавляющая часть населения не следует советам официальной медицины. Существуют расчеты, согласно которым 60-70% населения предпочитает никогда не обращаться к врачу, стороной обходит поликлиники и аптеки и пользуется в случае необходимости так называемыми народными способами лечения. Для многих такой медицинский нигилизм является предметом личной гордости.

Именно в расчете на таких людей некоторые распространители БАД предпочитают продавать свой товар под вывеской всевозможных старинных народных рецептов, секрет которых случайно дошел до наших дней, либо тайных средств, предназначенных только для элиты и т.п. Недооценивать эффективность такого пути распространения БАД не стоит, поскольку практика показывает, что распространение продукта со строго научно обоснованными медицинскими рекомендациями имеет в 3-4 раза меньшие обороты по сравнению с его распространением под экзотической приправой. Естественно предположить, что успех таких приемов в продвижении БАД на рынок будет расширять число постоянных потребителей этой продукции, важно только, чтобы потребитель отдавал свои деньги за действительно эффективные БАД, необходимые для профилактики и способствующие оздоровлению.

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Бурное развитие рынка БАД сопровождается негативными явлениями. К ним следует отнести, прежде всего, подделку наиболее популярных продуктов, а также недобросовестность некоторых производителей и распространителей БАД, которые злоупотребляют облегченными условиями регистрации и весьма либеральными правилами производства и реализации.

К наиболее распространенным видам злоупотреблений относится введение в заблуждение потребителя путем распространения неэффективных или низкоэффективных БАД, а также аннотация непроверенных или несуществующих свойств. Можно было бы привести много примеров рекламы БАД, которые помогают буквально от всего. Такая реклама должна вызывать подозрение, поскольку продукция, обладающая установленными эффектами, как правило, подается в качестве средства от определенного недуга, а не от всего сразу. Если же производитель или распространитель в силу своей некомпетентности не хочет или не может оценить эффективность своей продукции, ему остается два пути: рекламировать то, что ему самому хочется или, как ему кажется, хочется услышать потребителю. В таких случаях и появляются разнообразные панацеи. Продаваемые под такую рекламу БАД на самом деле могут обладать определенной эффективностью, но потребителю она остается неизвестной, поэтому нередки случаи, когда потребитель не получив обещанный эффект, ставит крест на объективно полезной продукции. Что же касается неэффективных или низкоэффективных БАД, то причина их появления на рынке в лучшем случае то же медицинское невежество, а в худшем - прямое мошенничество. В любом случае от этого страдает потребитель, а идее грамотного самолечения с применением БАД наносится непоправимый ущерб.

Положение дел можно было бы исправить двумя путями. Во-первых, ужесточить контроль за рекламой, но эта проблема не ограничивается только рекламой БАД и должна решаться на государственном уровне, что займет, скорее всего, немало времени. Второй путь более быстрый и зависит от организованности заинтересованных сторон, т.е. потребителей и тех производителей БАД, которые уверены в эффективности своей продукции. В большинстве стран именно различные общественные организации потребителей осуществляют реальный контроль за эффективностью и качеством БАД. Движение в этом направлении в России не обещает быть легким, но достижение поставленных целей оправдает любые усилия.

Примечание

Содержание этого обзора отражает мнение автора, которое не обязательно совпадает с официальной точкой зрения