СКАЧАТЬ (171 Кб в архиве, формат - pdf)

"Рынок БАД" №1(15) январь/февраль, 2004

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Московский рынок БАД: итоги 2003 года

см. статью в полном объеме - pdf-файл, 171 Кб

Биологически активные и прочие добавки к пище (сокращенно БАД) – особая категория товаров аптечного ассортимента. БАД не являются лекарственными препаратами, но содержат вещества, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности и повышения неспецифической резистентности организма, а также средства сопутствующей или вспомогательной терапии при различных заболеваниях. Об их эффективности и целесообразности применения до сих пор ведутся споры, и пока не выработано единого мнения у специалистов и потребителей. Несмотря на это, БАД успешно продаются в аптеках уже несколько лет, наращивая объемы продаж и расширяя ассортимент.

В настоящем обзоре мы приводим итоги всего 2003 года. Данные учитывают закупки в оптовых ценах аптечными учреждениями Москвы.

За исследуемый период объемы продаж БАД составили 26 304 362 [USD] и 18 694 423 [УП], что составило 5,35% от стоимостного (диаграмма 1) и 4,68% от натурального объемов продаж лекарственных препаратов в Москве за 2003 год.

На продажи БАД, как и лекарственных препаратов, влияет сезонность (диаграмма 2). Помесячные колебания продаж БАД практически полностью соответствуют таковым для лекарственных препаратов: наиболее успешными месяцами за прошедший 2003 год стали октябрь, ноябрь и декабрь; летом и в январе наблюдался традиционный спад.

Удерживают лидерство российские БАД – их доля составила 56,51% от стоимостного и 84,23% от натурального объемов за исследуемый период. Как видим, подавляющее большинство БАД – российского производства. К тому же, отечественные БАД намного дешевле своих импортных аналогов: средневзвешенная цена одной условной упаковки российского БАД составила 28,85 рублей, тогда как импортной – 118,76 рублей, что выше примерно в 4 раза! Поэтому нет ничего удивительного, что потребители отдают предпочтение БАД российского производства: невысокая цена, широкий ассортимент, активные рекламные кампании, степень доверия (дело в том, что отечественные БАД включают в свой состав активные вещества растительного и другого происхождения, распространенные на территории нашей страны и привычные россиянам).

Все БАД различаются по составу, показаниям и принципу действия, поэтому согласно Федеральному Реестру БАД они поделены на группы (разделы). Отслеживая продажи БАД по группам, было выявлено, что лидирует группа 2 “БАД к пище, влияющие преимущественно на процессы тканевого обмена”, – ее доля составила за 2003 год 30,19% от стоимостного и 38,13% от натурального объемов. На втором месте находится группа 8 “БАД к пище, поддерживающие функции органов пищеварения” (15,55% и 11,03% соответственно), а третье место поделили группы 9 “БАД к пище для лиц, контролирующих массу тела” и 11 “БАД к пище, поддерживающие функцию опорно двигательного аппарата” – на их долю пришлись практически равные части от продаж всех БАД: ~8% стоимостного и около 4-5% натурального объемов. Наименее продаваемой оказалась группа 15 “БАД к пище, влияющие на лактацию” – всего 0,48% и 0,61% соответственно (диаграмма 3).

Нами были определены БАД – лидеры продаж за исследуемый период (таблица 1). Суммарные доли ТОП-10 составили 16,85% от стоимостного и 8,4% от натурального объемов, то есть занимают довольно большую долю рынка БАД.

В таблице №2 приведен список наиболее дорогостоящих БАД за 2003 год. Самым дорогостоящим БАД за исследуемый период стал БИОНОРМАЛАЙЗЕР ПОР 3 Г N30 – его закупочная цена составила более чем 115 $ США. Все БАД, вошедшие в ТОП-10 таблицы 2, являются препаратами иностранного производства, что подтверждает приведенное выше утверждение о высокой стоимости импортных БАД.

Вообще, если говорить о ценах в группах БАД, то наиболее высокая средневзвешенная цена за 1 условную упаковку БАД наблюдается в группе 12 “БАД к пище, влияющие на гуморальные факторы регуляции обмена веществ” – 139,52 рублей, а самая низкая цена – в группе 3 “БАД к пище – источники минеральных веществ” – 17,61 рублей.

Стоимостной рейтинг фирм-производителей БАД возглавляет российская компания “Эвалар” – ее доли составили 7,54% usd-объема и 8,59% объема (уп.), причем “Эвалар” лидирует по обоим показателям (таблица 3). Показателен тот факт, что данная компания опережает по натуральному показателю своего ближайшего конкурента, российскую компанию “Диод”, более чем в 2 раза, а натуральные объемы продаж иностранных компаний вообще не превышают 1%. Суммарные доли фирм ТОП-10 составили почти 40% стоимостного и более 20% натурального объемов.

Итоги функционирования московского аптечного рынка БАД за 2003 год свидетельствуют о том, что данный сектор уже получил хорошее развитие и, по всей видимости, будет стремительно развиваться и дальше. Однако такое широкомасштабное применение БАД должно находиться под контролем государственной системы регулирования их реализации, контроля качества, безопасности и эффективности.

Насекина Екатерина, эксперт-аналитик DSM Group